Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

10. Раскройте позицию православной педагогической мысли по проблеме наказания детей.

11. Назовите "плюсы" и "минусы" соревнования как метода стимулирования деятельности.

12. В чем состоит сущность субъективно-прагматического метода воспитания? Выскажите свою точку зрения на возможность применения данного метода в учебно-воспитательном процессе.

Глава 8. Содержание и средства воспитания учащихся

1. Содержание воспитания

В настоящее время под содержанием воспитания понимают "систему знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устоявшихся привычек поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным целям и задачам воспитания" [24, с. 27].

На содержание воспитания нет единого взгляда у светских и православных педагогов. Первые в основном считает, что воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина и, таким образом, ориентируют весь процесс воспитания ребенка только на жизнь земную. Православное направление педагогической мысли, как было отмечено выше, ориентирует процесс воспитания не только на жизнь временную здесь, на земле, но и ставит задачу подготовить человека к жизни вечной через пробуждение его духовной жизни. Одухотворение души происходит в определенных условиях. Создание этих условий, главным из которых является воцерковление ребенка, и составляют содержание православной педагогической деятельности.

Можно сказать, что воцерковление является и основной целью, и содержанием православного воспитания. Воцерковление — это, прежде всего, введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли. Однако воцерковление ни в коей мере не должно отменять или заменять попечения о развитии ребенка, охватывающем иные стороны его бытия: ум, чувства, волю, тело. Соответственно православное воспитание может и должно вестись в различных направлениях: духовно-нравственном, умственном, трудовом, эстетическом, патриотическом, физическом и т. п.

2. Формирование мировоззрения

2. 1. Понятие о мировоззрении. Мировоззренческие убеждения и действительность

Одной из ведущих задач воспитания личности является формирование мировоззрения. В философском словаре находим следующее определение понятия "мировоззрение": это "система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" [36, с. 345]. Можно сказать, что мировоззрение — это общее принципиальное осознание сущности мира, его начала начал и конца, положения человека в нем. Мировоззрение выступает как способ осмысления, понимания и оценки окружающего нас мира. Оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями и понятиями. Мировоззрение определяет характер личностного отношения человека к миру и себе подобным, смысл его жизни.

Мировоззрение является ядром структуры личности и, следовательно, без знаний о мире, о человеке, без жизненного идеала, без оценки всего происходящего с точки зрения ценностей и убеждений, а, главное, без деятельности в соответствии со своими убеждениями, нет и личности как таковой.

Структура мировоззрения состоит из следующих компонентов:

¤ познания как овладения необходимой информацией, осведомленности о принятых нормативах поведения, деятельности и т. п.;