Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Духовное воспитание традиционно определяют как воссоздание общей жизни человека с Богом — Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии благодати Святого Духа.

Нравственное воспитание — это содействие процессам самоопределения человека в Боге и формирования целостной иерархической структуры его личности, которое постепенно преобразует прежнее внутреннее устроение, внешний облик человека и приводит его к обновленному духовному состоянию.

В этой связи определим духовно-нравственное воспитание как целенаправленную деятельность, связанную с приобщением человека к совместной жизни с Богом — Троицей через воздействие благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

Духовно-нравственное воспитание должно быть целеустремленным, оно должно восстанавливать целостность человека, развивать все его силы, стороны и соблюдать при этом иерархический принцип устроения человека, при котором образ Божий в нем мог бы раскрыться во всей силе и полноте.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Целью православно ориентированного духовно-нравственного воспитания является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности, формирующееся благодаря совместному действию благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей.

В этой связи задачами духовно-нравственного воспитания можно считать следующие:

¤ пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;

¤ формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

¤ создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми, переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты;

¤ содействие обретению ребенком спасительного нравственно востребованного духовного опыта христианской позиции (самоотверженности, любви, готовности к подвигу и несению жизненного креста);

¤ коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим.

3. 3. Основные направления, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию

Задачи духовно-нравственного воспитания могут решаться через следующие направления работы: