Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Процветанию "истинных добродетелей" и должно служить духовно-нравственное воспитание. Свт. Феофан Затворник настаивал в свое время на том, что, прежде всего, необходимо заботиться о воспитании ума, воли и сердца ребенка. Ум детей должен наполняться здравыми понятиями и суждениями о добре и зле, о том что хорошо и что плохо. Поэтому с ранних лет необходимо приучать детей благоговейно размышлять о Боге, о Его любви, о величайших благодеяниях к нам. Размышления эти, по словам еп. Евсевия (Орлинского), должны почитаться детьми как лучшее занятие. С этой точки зрения никогда нельзя отделять нравоучения от вероучения. Нравственные уроки, отделенные от веры, как правило, бессильны, непрочны и скучны. Воспитатели-наставники, которые преподают такие уроки, похожи на садовников, которые, вместо того, чтобы посадить дерево на плодоносную почву, повесили его в воздух, а к ветвям приделали искусственные плоды.

Без веры и любви, как бы красочно мы не говорили, наши наставления принесут мало пользы. Духовно-нравственное воспитание призвано охватить сердце ребенка. К чему более всего склонно человеческое сердце, тем определяется и весь человек в целом. Нравственность — это твердая постоянная решимость воли человека следовать за добрыми влечениями сердца. В каждом сердце изначально заложено стремление к добру. Однако оно нуждается в расширении и укреплении, т. е. в некоторых духовных упражнениях, главным из которых является молитва. Именно молитва должна стать для детей самым утешительным и желанным занятием, быть их духовной потребностью. Духовно-нравственное воспитание призвано заниматься и другими духовными упражнениями ума, чувств, воли, сердца ребенка. Детей следует приучать делать добро, вызывать их на добрые дела, пусть самые обыкновенные: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость, терпение. Доброделанию, как указывал святитель Феофан Затворник можно научить, как и всему другому.

Но, поскольку дети еще не умеют должным образом отличать доброго от злого и желают, как правило, всего, то необходимо отучать их от своей воли, прививая им убеждение в том, что не должно слушать во всем себя. Под таким "действованием" ума и воли, как указывал святитель Феофан, само собой и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь здравые чувства.

Важнейшим проявлением "здравых чувств" является сочувствие к другим людям, и воспитание его в детях требует особого внимания. Внимательный и заботливый педагог не может обойти стороной вопрос о том, как сделать так, чтобы душа ребенка не оставалась холодной и равнодушной к несчастью других. Первейшим средством в решении этой проблемы является как можно более раннее воспитание уважения и любви к своим ближним. По мере взросления ребенка целесообразно обращаться по этому поводу к истинам Святой Веры, говорящей нам о том, что все мы имеем одного общего прародителя, что каждый из нас создан по образу и подобию Божию для одной и той же цели. Сам Бог любит всех нас, Иисус Христос умер за всех нас, и каждый из нас искуплен бесконечной ценою Его крови. Поэтому презирать кого-либо из ближних означает для православного человека презирать бесконечную цену искупления, кровь Богочеловека. Святая Вера заповедует христианам в каждом из нас видеть Самого Спасителя. Благодеяние, которое мы оказываем кому-либо, мы оказываем Самому Спасителю.

Кроме этих истин, которые необходимо часто и с непритворным чувством внушать детям, "возбуждению" их сердца также служат личные примеры, в том числе и живого искреннего участия в жизни других людей, подаваемые родителями и воспитателями ребенка.

Не менее важно воспитывать не только сочувствие, но и "сорадование" другим людям, участие в их благополучии, что, как указывали святые отцы и учителя Церкви, намного труднее первого. Причину этого видят в свойственном падшему человеку самолюбии, которое каждый раз чувствует болезнь, когда другим достается то счастье, которого мы себе желали. Поэтому очищение детского сердца от зависти должно быть предметом особого попечения в деле воспитания. Поучительные примеры, изобличающие низость этого порока, предлагает, прежде всего, Священное Писание. Но главным "врачеством" является сыновний страх к Богу и непрестанное благоговение перед Ним.

3. 4. Результаты духовно-нравственного воспитания

Прот. Василий Зеньковкий говорил, что духовно развитой человек — это "не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает и верно действует" [4, с. 38]. Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в ощущении ребенком личной включенности в жизнь Божию, общества, семьи и окружающего мира.

Духовно и нравственно развитой ребенок живет с ощущением своей духовной "сопричастности" к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли. У ребенка формируется отношение к себе как к сыну Божиему, призванному к участию в деле спасения мира через принятие Креста Господня. При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей. Он готов непосредственно участвовать в создании семьи как "домашней церкви" и церковной общины как тела Христова.

Судьба воспитанника в будущем зависит от следующего: что он знает, что он любит и что он может. Духовно и нравственно воспитанный человек должен знать добро, любить добро, быть в состоянии творить добро. Иными словами, главной целью и результатом духовно-нравственного воспитания должно быть сохранение благодати святого крещения. Главным преимуществом этого станет целостность естественно благодатного состава в человеке, откуда сама собой будет вытекать непринужденность доброделания. Воспитанному подобным образом человеку присуще добро как единственно сродный ему мир. Его нравственности присущи черты ребенка, который еще чист и невинен перед отцом. Подобное чувство невинности, "детстве во Христе", неведении зла отсекает много дурных помыслов. Такому человеку присущи необыкновенное радушие, искренняя доброта, тихость нрава. В нем во всей силе обнаруживаются плоды Святого Духа: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Он сохраняет непритворное веселонравие, духовную радость, поскольку в нем есть мир и радость о Духе Святе. Такому человеку свойственна некоторая прозорливость и мудрость, видящая все в себе и около себя и умеющая распоряжаться собою и своими делами. Сердце его принимает такое настроение, что тотчас говорит ему, что и как надо сделать. И, наконец, духовно и нравственно воспитанный человек не боится падений, он защищен чувством безопасности в Боге. Все указанные качества в совокупности делают человека, по выражению святителя Феофана Затворника, "достоуважаемым и достолюбезным". Обитающая в таком человеке сила духа невольно влечет к себе.

Впрочем, как ни прекрасны описанные выше качества, но и они, по замечанию учителей Церкви, подвержены некоторым злоупотреблениям.

С одной стороны, сюда относится чрезмерная боязливость и мнительность, от которых человек предается, как правило, "мрачным чувствованиям". С другой стороны, довольно часто приходится наблюдать проявление тщеславного самодовольства и выпячивания, гордости своими добродетелями. Меж тем, истинно добродетельный человек, напротив, со смирением кающегося мытаря искренне будет сокрушаться о своих грехах: "не я совершал добро, но Благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 10). Этому учит нас Евангелие; оно всех без исключения людей называет грешниками, которые, будучи бессильны сами по себе, могут найти свое спасение только во Христе и через Христа.

Самолюбие и порочные наклонности довольно часто проявляются у людей с пустой и бесполезной чувствительностью, от которой они быстро возбуждаются, но также быстро и охладевают. Такие люди обличающую их совесть нередко стараются успокоить тем обольстительным мнением, будто нравственность их не так низко пала, поскольку сердце способно к благочестивым движениям. Порывы чувствительности и дела благочестия начинают заменять им все другое, и, предаваясь этому суетному самообольщению, они начинают пренебрегать исполнением каких-либо своих обязанностей.

Опаснейшим злоупотреблением этого чувства, по замечанию учителей Церкви, является фанатизм. Суть его в тщеславном самообольщении и непреклонной гордости, в презрении всякого благоразумного совета, в воображении видений и откровений из мира духов, преследовании всех, иначе мыслящих и т. п. Чтобы этого не произошло, необходимо обращать внимание на способ, каким ребенка "обучают" религии. Святые отцы и учителя Церкви указывали на то, что, заботясь о теплоте души, необходимо не забывать и об образовании ума воспитанника. Также необходимо внимательно смотреть на темперамент ребенка, на расположение его души и т. п. Вообще всеми силами необходимо стараться предохранять детей от самомнения и своенравия, утверждать в них чувство истинного христианского смирения, чтобы ребенок имел желание охотно советоваться с опытным и умным другом и от всех с любовью принимать советы. Воспитанника, по словам еп. Евсевия (Орлинского), необходимо доводить до твердого убеждения в том, что мы "никогда и нигде не можем быть безопасны от заблуждений, если не будем держать себя в тесном общении с Церковью, которая управляется Духом Божиим" [19, с. 230].