Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Итак, усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности ребенка, которая, не развивается "сама собой", а постепенно, общаясь с миром других личностей, с обществом, с природой. Здесь важно не упустить такой момент: рядом с понятием "личности" неизменно встает понятие "свободы". Вопрос о том, что означает она в воспитании ребенка, насколько допустимо или вовсе недопустимо ограничение свободного проявления индивидуальности в ребенке рассматривался нами выше. С позиций православия говорят, что свобода в натуральном порядке дана каждому. Однако она не имеет самого ценного — внутренней связи с добром. Свобода человека есть свобода и к добру, и к злу, она есть самоопределение личности по отношению к этим понятиям. С этой точки зрения смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении зла (греха) и в обращении к добродетели. Преступая границы нравственно недозволенного, человек теряет дар духовной свободы и становится рабом страстей.

Как связать свободу с добром? Может быть, просто оградиться от этой темы? Но в таком случае, сможем ли мы себя назвать педагогами, если мы освобождаем себя от самого существенного в жизни ученика, если нам безразлично, по какому пути пойдет наш воспитанник после окончания школы. Таким образом, мы должны констатировать, что тема воспитания свободного выбора в сторону добра есть основная тема воспитания. И именно на это должна быть направлена деятельность школы: не приспособление ребенка к жизни, а развития в нем сил добра. Поэтому школа может и должна стать полноценным институтом духовно-нравственного воспитания.

Для того чтобы каждый педагог образовательного учреждения был в состоянии оказать реальную помощь ребенку в духовном становлении, ему необходимо соблюдать в своей деятельности, по крайней мере, следующие условия:

¤ воспитатель должен, прежде всего, иметь авторитет в глазах своего воспитанника и вызывать любовь к себе;

¤ авторитетному и любимому педагогу будет легче изучить личность каждого своего воспитанника. Это необходимо для того, чтобы знать, какие позитивные и дурные способности существуют в ребенке, чтобы в дальнейшем положительные наклонности в нем поощрять, а отрицательные проявления предупреждать;

¤ общие требования опытный наставник должен уметь приспособлять к личным качествам каждого из воспитанников и предоставлять ребенку возможность более заниматься тем, к чему у него есть наклонность, избегая при этом односторонности. Такая деятельность педагога будет способствовать и созданию нравственной атмосферы в классе;

¤ педагог должен быть способен обуздать или, наоборот, возбудить душевные порывы детей;

¤ преподаватель образовательного учреждения должен уметь создавать в процессе обучения так называемые "ситуации успеха", которые являются для ребенка одним из мощных стимулов к усвоению правильного поведения. Методически верно организованный процесс духовно-нравственного воспитания должен строиться на чувстве светлой радости, которую ребенок будет испытывать каждый раз, когда произвольно следует предлагаемым ему нравственным нормам;

¤ к участью в процессе воспитания, обучения и развития детей в образовательном учреждении педагог должен привлекать и родителей.

Формы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении могут быть следующими:

¤ организация совместного проживания событий взрослыми и детьми (семейные праздники, совместный досуг, благотворительные акции и т. п.);

¤ участие детей во всех видах творческой художественной деятельности;

¤ использование активных методов общения на уроках, дидактических игр, диалога как метода обучения и воспитания;

¤ организация активной внеурочной деятельности, в том числе экскурсий, паломнических поездок и т. п.;