Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

¤ проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;

¤ участие детей в общественно-полезном труде.

3. 6. Исправление нравственных недостатков

Описанные выше цель, задачи, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию направлены, прежде всего, на то, чтобы сохранить в детях благодать Святого Крещения, чистоту, целомудрие и непорочность в них. Однако в силу неоднозначности духовного мира даже наилучшим образом организованная помощь ребенку в его духовном становлении не всегда приносит свои добрые плоды. В этом случае приходится "врачевать" духовные раны. Какова должна быть позиция наставника детей при подобных обстоятельствах?

Прежде всего, воспитателю необходимо знать причины, которые могут заглушать в ребенке способность "благородных чувствований". Это могут быть:

¤ слишком раннее принуждение ребенка к умственным и механическим занятиям;

¤ сухое, бездушное преподавание предметов, особенно Святой Веры и нравственности;

¤ суровый, слишком строгий тип воспитания, когда ребенка постоянно бранят, угрожают, наказывают его;

¤ нечувствительность самих родителей и воспитателей, шутки, насмешки над детьми или в их присутствии над другими и т. п.

Увидев в ребенке проявление того или иного греха, воспитатель должен узнать и его источник. Сделать это не так просто, поскольку, чем более неисцелимым является грех, тем более ребенок старается скрыть его. Важным является то, что нравственное зло проявляется не во внешних действиях, а в превратном расположении души. И, чтобы искоренить нравственный недостаток, воспитателю необходимо изменить именно расположение души. Это внутреннее изменение, конечно, не есть дело одного воспитателя, но Духа Божия. Однако человеческая помощь может этому содействовать. "Врачевание" со стороны воспитателя состоит в том, чтобы он: а) располагал воспитанника к достойному принятию таинства Покаяния как способа примирения с Богом, и б) старался по возможности облегчить и упрочить исправление.

Как должен действовать воспитатель, чтобы расположить сердце ребенка к достойному покаянию? Необходимо применить такие методы, чтобы воспитанник искренне осознал свои грехи, их источники и возможные последствия, а также свое теперешнее жалкое положение. Здесь помогут наставления, увещевания. Причем тон воспитателя должен быть любовно-снисходительный, и пользоваться необходимо "благоприятным расположением и лучшими минутами" духа ребенка [19, с. 307]. Разговаривая с ребенком, внимание надо обращать на его внутреннее состояние, на последствия его грехов, которые уже начинают проявляться. То есть, необходимо как бы освободить его от ослепления. Действенным может быть и "пробуждение" религиозного чувства, когда воспитатель представляет грех воспитанника в истинном виде, оскорбляющем Бога, как неблагодарность по отношению к Нему. Также воспитатель должен "вдохнуть" в ребенка мужество, привести примеры исправившихся, нарисовать картину его последующей жизни, причем не устрашающую, но привлекающую. Православный педагог должен твердо уверить своего воспитанника в необходимости Исповеди, рассеять имеющиеся предрассудки, предотвратить ложный стыд или боязливость, которые заставляют иногда скрывать опасные душевные раны. И в этом деле нет ничего важнее доверия.

Внешнее выражение внутреннего отдаления человека от своих грехов обычно совершается незаметно и постепенно. Поэтому воспитателю необходимо таким образом организовать свою деятельность, чтобы намерение в исправлении в воспитаннике все более укреплялось. Прежде всего, необходимо оградить ребенка от источников зла. Параллельно — "доставлять средства к благочестивому расположению души, к оживлению и укреплению благочестия" [19, с. 310]. Сюда относятся, прежде всего, молитва и каждодневное испытание своего нравственного состояния, внутреннего и внешнего. Необходимо как можно чаще повторять детям слова из Евангелия о том, что все мы "носим Божественный закон, написанный в наших сердцах" (Рим. 2, 15), поэтому наша совесть и говорит нам о том, что мы всецело должны покоряться ему. Только тогда мы, как правило, чувствуем в себе мир и радость. Тот же, кто не внимает голосу Божественного закона, чувствует в себе праведное наказание, поскольку раздраженная совесть начинает его обличать. Эти внутренние упреки и есть угрызения совести. Одновременно целесообразно акцентрировать внимание детей на том, что это наказание, хотя само по себе и мучительно, но все — таки очень спасительно, поскольку служит доказательством того, что хотя человек и уклоняется от Бога, но Бог еще не оставляет его.

Очень многое в деле исправления, "врачевания" греховных наклонностей детей зависит от нравственного состояния воспитателя. Его старания будут иметь успех лишь в том случае, если он сам будет пользоваться любовью и полным доверием к себе воспитанника. Все увещевания со стороны того, кого ребенок не уважает и не любит, пробегают без пользы мимо закрытой души ребенка, между тем как каждое слово любимого друга глубоко проникает в нее. Кроме того, воспитателю необходимы терпение, господство над самим собой, чтобы верно судить о воспитаннике и об обстоятельствах, которые влияют на него.

4. Умственное воспитание