Interpretation of the Gospel of John

Стих 24. Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит.[736] Этими словами Иисус Христос утешает Своих учеников, показывая им на примере, что смерть Его полезна и необходима, и что она подобно пшеничному зерну принесет много плодов. По вышеуказанной причине Иисус Христос должен был послать учеников после крестной смерти Своей ко всем народам, чтобы смерть Его сделалась жизнью для язычников. Под смертью пшеничного зерна разумей, конечно, гниение посеянного зерна. Затем Он убеждает и учеников презирать смерть и не щадить своей жизни в опасностях, которые им угрожают за веру в Него.

Стих 25. Любяй душу свою погубит ю…,[737] щадящий ее во время мученичества, угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни, т. е. подвергнет ее наказанию за то, что она как бы изменила вере.

Стих 25… И ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю…[738] Поступающий же совершенно противоположным образом, т. е. не щадящий ее и т. д. Подобные же слова Иисуса Христа записаны в конце десятой главы Евангелия от Матфея и в других еще местах.

Стих 26. Аще кто Мне служит, Мне да последствует… пусть последует за Мной путем подражания, т. е. кто хочет быть Моим учеником, тот пусть подражает Мне. Как слуге необходимо следовать за господином, так и ученику за учителем.

Стих 26… И идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет…[739] Этими словами Иисус Христос или сильнее высказывает ту же самую мысль, что и предыдущими словами, или же сказав прежде о страданиях настоящей жизни, Он указал на будущее блаженство, именно — что последующий за Ним взойдет на небо.

Стих 26… И аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой).[740] прославит, как слугу истинного Сына Своего. Это сказал Иисус Христос потому, что думали еще, что Отец больше Его. А чтобы кто-нибудь не сказал, что легко рассуждать о смерти тому, кто стоит выше человеческой слабости, Иисус Христос показывает, что и Он, как человек, носит на Себе слабое человеческое естество. Поэтому Он сначала позволяет Своей человеческой природе испытать то, что ей свойственно, а затем ободряет Себя к терпению тем, что страдание Его необходимо и плодотворно. Смотри, что Он говорит:

Стих 27. Ныне душа Моя возмутися… Ужаснулась, как душа человека, испугавшись близкой смерти.

Стих 27… И что реку?…[741] Недоумевает Богочеловек от сильного ужаса.

Стих 27… Отче, спаси Мя от часа сего…[742] Избавь Меня от этого страшного, смертоносного времени. Сказав это, как человек, объятый человеческой робостью, Иисус Христос затем ободряет Себя и укрепляет, говоря:

Стих 27… Но сего ради приидох на час сей…[743] для того Я и был сохраняем даже до этого времени, чтобы именно теперь умереть, и потому нужно перенести все мужественно. Показав, таким образом, нам меру естественного страха и образец мужества, Иисус Христос опять говорит:

Стих 28. Отче, прослави имя Твое… Имя, прославленное пред небесными силами, прославь также и пред живущими на земле людьми, разумеется — теми знамениями, которые должны будут совершиться при Моей смерти; прославь его славою имени Моего, потому что Моя слава — Твоя.

Стих 28… Прииде же глас с небесе: и прославил, и паки прославлю.[744] Прославил совершившимися уже знамениями, и опять прославлю теми, которые должны совершиться при Твоей смерти.

Стих 29. Народ же стояй и слышав, глаголаху: гром бысть…[745] Так говорили те, которые не разобрали слов, а слышали только звук.

Стих 29… Инии глаголаху: Ангел глагола Ему.[746] А это говорили те, которые расслышали слова.