Interpretation of the Gospel of John

Стих 30. Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради.[747] Голос этот был не для Меня, т. е. не для того, чтобы Я узнал то, чего не знаю, — так как Я знаю все, что принадлежит Отцу, — но для вас был этот голос, чтобы вы узнали то, относительно чего сомневаетесь, именно — что Я от Бога. Каким образом мог бы быть ко Мне голос с неба, если бы Я не был от Бога? Каким образом Бог прославил бы, в таком случае, имя Свое через Меня и опять прославит?

Стих 31. Ныне суд есть миру сему… Теперь происходит осуждение людей мира сего через осуждение Меня. Для всех других людей смерть есть наказание за грех: вси бо согрешиша и грехом смерть вниде (Рим. 3, 23; 5, 12),[748] но ни в каком случае не для Меня, потому что Я никогда не согрешил. А так как дьявол довел Меня до смерти, хотя Я всегда оставался безгрешным, то ныне, в настоящее время, он понесет наказание за оказанную Мне несправедливость, именно он лишится своей власти. И это осуждение дьявола за оказанную Мне обиду есть вместе с тем осуждение за обиду, нанесенную дьяволом первым прародителям и всему роду человеческому.

Стих 31… Ныне князь мира сего изгнан будет вон… из той власти, которую он приобрел через обольщение. Как сам он некогда через плод дерева лишил древнего Адама власти над миром, так теперь этой же власти лишил его самого новый Адам через дерево Креста, врачуя преслушание прародителя Своим послушанием.

Стих 32. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе.[749] Если Я буду поднят на Крест, то всех, принявших веру, привлеку к Себе посредством этой веры. И действительно, поднятый на Крест, Иисус Христос привлек к Себе сначала разбойника, затем сотника и других бывших вместе с ним стражей, и с этого времени начал это привлечение. Привлеку находящихся под властью тирана, так как низвергну сначала самого тирана. Это привлечение в другом месте Иисус Христос назвал расхищением, говоря: како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит (Мф. 12, 29)?[750] Хотя выше Он сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44), а здесь говорит: вся привлеку к Себе, но в этом нет противоречия: здесь Иисус Христос присваивает Себе то, что свойственно Богу Отцу, показывает, что все у Них общее, и таким образом доказывает Свое равенство с Богом Отцом.

Стих 33. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети. Сие, т. е.: аще вознесен буду…,[751] так как Иисус Христос разумел здесь вознесение на крест.

Стих 34. Отвеща Ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки: како Ты глаголеши: вознестися подобает Сыну Человеческому?[752] Законом называют здесь просто Божественное Писаниe. Во многих местах его говорится о бессмертии Иисуса Христа по Божеству, подобно тому как говорится также о смертности Его по человечеству, в особенности же в псалмах Давидовых. Но обрати внимание на лукавство этих людей. Прежде они слышали, что Иисус Христос рассуждал о Своей смерти и говорил, что подобает вознестися Сыну Человеческому (Ин. 3, 14; 8, 28). А когда и теперь Иисус Христос прибавил: аще Аз вознесен буду…, слушатели поняли, что вознесением Он назвал смерть, хотя и не знали, что Он говорит именно о крестной смерти; поэтому и думали изобличить Его в том, что Он не Христос, как бы так говоря: мы слышали из Писания, что Христос не умирает; каким же образом Ты говоришь, что Ему должно умереть? Затем, чтобы не показалось даже, что они говорят это о Нем, присоединяют:

Стих 34… Кто есть Сын Человеческий? Если Он Христос, то Он не умирает, а если умирает, то значит Он не Христос. Но напрасны слова ваши, безумные! Верно и то и другое: Он бессмертен по Божеству, а смертен по человечеству. Но Иисус Христос не объяснил теперь, в каком смысле он бессмертен, и в каком — смертен, зная, что слушатели не поймут теперь речи о Божестве Его. Обрати внимание и на то, что эти люди продолжают лукавствовать даже после того, как слышали голос с неба и сами же сказали, что это Ангел говорил к Нему.

Стих 35. Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть: ходите, дондеже свет имате, да тма вас не имет…[753] Светом Иисус Христос называет Себя, так как Он выше говорил: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме (Ин. 8, 12), а малым временем назвал время до Своей смерти. По Своему человеколюбию, Иисус Христос все-таки убеждает народ ходить во свете, т. е. следовать за Ним, пока Он еще светит им и указывает путь, — и поверить словам Его. Под тьмою я разумею то заблуждение, которым обольщали народ начальники после смерти Иисуса Христа, утверждая, что Сам Иисус Христос был обольстителем. Разумеют под тьмою и вообще заблуждение иудеев, которые, совершая внешнее Богослужение, думали, что они угодны Богу и что этим они спасаются. Но эта тьма уже и прежде покрывала иудеев. Значит, Иисус Христос сказал не имет вместо: не овладевает вами до конца.

Стих 35… И ходяй во тме не весть, камо идет…[754] заблуждается, спотыкается, падает.

Стих 36. Дондеже свет имате, веруйте во свет…[755] Иисус Христос поясняет Свои слова.

Стих 36… Да сынове света будете… В начале своего Евангелия этот евангелист сказал: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его (Ин. 1, 12). Но там верующие называются сынами Отца, а здесь — сынами Самого Сына, чтобы ты знал, что сила (ενεργεια) у Бога Отца и Сына одна, что все у Них общее.

Стих 36… Сия глагола Иисус, и отшед скрыся от них.[756] Иисус Христос знал, что гнев народа сильно возбужден, а потому и скрылся, чтобы не раздражать его еще более, но чтобы дать ему возможность успокоиться в Свое отсутствие.

Стих 37. Толика [же] знамения сотворшу Ему пред ними, не вероваху в Него.[757] Весьма много, значит, совершил Иисус Христос чудес, но евангелист не говорит обо всех, именно по причине множества их.

Стих 38. Да сбудется слово Исаии пророка… И здесь выражение с союзом ινα (да) означает не цель, а следствие или исполнение того, что должно было исполниться. Равным образом, и в других подобного же рода выражениях союз ινα (да) и другие имеют такое именно значение, хотя мы и не указывали на это в изъяснении других Евангелий. Не потому совершалось предсказываемое пророками, что они предсказывали, а потому пророки и предсказывали, что это должно было совершиться. Это идиоматизм Священного Писания, как мы и выше уже сказали, посредством которого оно показывает неложность пророчества и совершенное его исполнение.