Interpretation of the Gospel of John

ГЛАВА XIV

Стих 1. Да не смущается сердце ваше… Так как Господь сказал к Петру: последи же по Мне идеши (Ин. 13, 36) и — отвержешися Мене трищи (Ин. 13, 38), то апостолы были смущены и теми и другими словами Его, боясь как того, чтобы не оказаться отвергнутыми от Иисуса Христа в то время, как за Ним последует один Петр, — так и того, чтобы и самим не отречься от Иисуса Христа, как отречется от Него первый из числа их. Успокаивая такое смущение учеников Своих, Иисус Христос утешает их сначала относительно страха за отречение, а потом относительно страха за отвержение.

Стих 1… Веруйте в Бога и в Мя веруйте… твердо веруйте в Бога Отца и в Меня, и эта вера в Нас сохранит вас непоколебимыми.

Стих 2. В дому Отца Моего обители многи суть… Обителей этих достаточно для того, чтобы поместить вас всех, которые всегда будете с Нами.

Стих 2… Аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам.[825] Если бы не было там много обителей, то Я сказал бы вам, что иду приготовить место обители для вас, как своих, и, конечно, Я прежде всего позаботился бы о том, чтобы и вы были там, где Я. И прежде еще Иисус Христос сказал ученикам: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

Стих 3. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете.[826] Сказал бы Я вам и это: аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе… Итак, не следует смущаться. Так как уже давно приготовлено много обителей и они распределены между достойными, то должно иметь твердую веру, а не отчаиваться. Можно и иначе объяснить. Хотя Я, говорит Иисус Христос, пойду, чтобы приготовить место вам, т. е. чтобы обновить восход на небеса, куда никто из людей никогда не восходил, — однако Я опять приду во второе Свое пришествие и вас, воскресших из мертвых, возьму к Себе, чтобы вечно со Мною царствовать. Правда апостолы тотчас после смерти взошли ко Господу, но, пока еще, без тела, и хотя находятся с Ним, но не соцарствуют Ему. Видя тайные помышления учеников, Иисус Христос знал, что они хотят узнать, куда Он идет и какой путь туда ведет; поэтому Он говорит:

Стих 4. И аможе Аз иду, весте, и путь весте…[827] на основании того, что Я в различное время говорил вам; и то, и другое знаете, если все это припомните. Иисус Христос шел к Богу Отцу, от Которого и пришел, а путь — это Он Сам, так как через Него мы приходим к Богу Отцу, как об этом Он дальше говорит.

Стих 5. Глагола ему Фома: Господи, не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети?[828] Место, куда шел Иисус Христос, Фома представлял себе каким-нибудь чувственным, равным образом и путь.

Стих 6. Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот…,[829] путь, потому что вы по Мне ходите, — истина, потому что Я говорю истину, и все, что говорю, конечно, исполнится, — жизнь, потому что Я Владыка смерти. Итак, если Я — путь, то буду руководить вами, — если истина, то не обманываю, — если жизнь, то значит и смерть не разлучит вас от Меня.

Стих 6… Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною.[830] Прежде Иисус Христос сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44), потому что Бог Отец привлекает, а Он руководит и оба Они вместе действуют для спасения людей.

Стих 7. Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо)…[831] Сказав ученикам немного прежде: и аможе Аз иду, весте, и путь весте (ст. 4), Иисус Христос показал, что они знают и Бога Отца и Его, а приведенными здесь словами: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо), Он показывает, что ученики не знают ни Бога Отца, ни Его. Так Он говорит очень часто. Ученики, конечно, знали и Бога Отца и Его, но не так, как следовало бы. Совершенное знание об этом сообщил им впоследствии сошедший на них Всесвятой Дух. Поэтому-то, Иисус Христос иногда говорит, что ученики знают Его и Бога Отца, так как они имели кое-какое познание, а иногда говорит, что они не знают, потому что они не имели должного познания. Теперь же Он говорит: аще Мя бысте знали, как должно, кто Я по существу Своему, и Отца Моего знали бысте (убо). Так как Отец равен Мне и не отличен от Меня, то познавший Меня, познал и Отца.

Стих 7… И отселе познасте Его…[832] Так как вы узнали Меня, хотя и не так, как должно было бы, то таким же образом вы знаете и Отца. Златоуст слово познасте (γινωσκετε) толкует в смысле познаете (γνωσεσJε), т. е. узнаете Его, как должно, в скором времени, когда сойдет на вас Дух Святой.

Стих 7… И видесте Его.[833] И видели силу Бога Отца, в Моей силе, в тех Божественных знамениях, которые Я совершил. Что могу Я, то и Он может.

Стих 8. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам… и довольно для нас, так как мы уже знаем Тебя. Поскольку Филипп хотел узнать Бога Отца, то Иисус Христос показывает ему, что он уже узнал Его.