Interpretation of the Gospel of John

Стих 9. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе…[834] Эти слова нужно читать вопросительно. Толико время с вами есмь, совершая богоприличные знамения, — и неужели на основании этих знамений ты не узнал, Кто Я по Своему достоинству и силе? Что Я — всемогущий Бог? Конечно, ты узнал это; а если узнал Меня, то узнал и Отца, потому что Я — образ Отца, ни в чем не отличный от Него.

Стих 9… Видевый Мене виде Отца… Кто узнал Мое достоинство и силу, тот узнал достоинство и силу Отца, потому что Мы совершенно подобны и познаемся один через другого.

Стих 9… И како ты глаголеши: покажи нам Отца? Зачем ты хочешь узнать Того, Кого уже знаешь? Понимают и иначе эти слова, именно — что Филипп хотел видеть Бога Отца чувственными глазами, потому, может быть, что он слышал, что Бог многим пророкам являлся часто в человеческом образе. При этом он прибавил: и довлеет нам, так как Самого Сына он уже видел и знал. А Иисус Христос показывает Филиппу, что и Самого Сына он не видел и не узнал, в Его Божественной природе. Он говорит: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе, потому что Божественная природа невидима и непознаваема (видевый Мене виде Отца, а не могущий видеть Меня, не может видеть и Бога Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца, когда ты не видишь и не знаешь Меня, хотя и думаешь, что ты видел и узнал Меня?).

Стих 10. Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть…,[835] потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин. 10, 38) и прочитай объяснение его.

Стих 10… Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю…[836] говорю не от Себя, потому что все Мое — Его и все Его — Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах.

Стих 10. Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела.[837] В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37), а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно — что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова — во Мне пребываяй — значат то же, что — неотделимый от Меня или — во Мне отобразившийся.

Стих 11. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне… Верьте Моим словам, что Отец созерцается во Мне и Я в Отце.

Стих 11… Аще ли же ни, за та дела веру имите Ми.[838] А если вы не верите Мне ради одних только слов Моих, то верьте по крайней мере ради дел Моих, так как они сверхъестественны и свойственны только Богу. Подобным же образом Иисус Христос и прежде сказал: аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте (Ин. 10, 38).

Стих 12. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит…[839] Не сказал Иисус Христос: Я могу совершить даже большие дела, чем совершил уже, но говорит: Я и другим дам силу совершать такие дела, — что достойно гораздо большего удивления. Затем присоединяет нечто еще большее, говоря:

Стих 12… И болша сих сотворит… Это служит доказательством силы Того, Кто даровал такую силу, а не того, кто совершает чудеса. Кто именем Иисуса Христа творит еще большие чудеса, чем сотворил Иисус Христос, тот свидетельствует о силе Самого Иисуса Христа.

Стих 12… Яко Аз ко Отцу Моему гряду.[840] Теперь, говорит Иисус Христос ученикам, уже ваше дело — творить чудеса, потому что Я иду к Своему Отцу, чтобы войти в Свою прежнюю славу. Все это говорил Иисус Христос в утешение Своим ученикам, которые были смущены и совершенно пали духом, так как не понимали учения Его о Своем Воскресении.

Стих 13. И еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю..., все, чего только вы попросите, призвав Мое имя. Словом — сотворю Иисус Христос указал на Свое могущество.

Стих 13… Да прославится Отец в Сыне…, так как всемогущество Сына — слава для Отца.

Стих 14. (И) аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю…[841] Я сделаю, как всемогущий наравне с Отцом. Иисус Христос повторяет то же самое, усиливая этим повторением Свою речь. Так как те, которые просят Отца, должны любить Сына, то Иисус Христос учит, как должно любить Его, именно — не только словом, но и делом.