Interpretation of the Gospel of John

Стих 15. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Знаком вашей любви ко Мне будет служить соблюдение Моих заповедей. Соблюдение же заповедей значит исполнение их, осуществление на деле. Вероятно, ученики желали, чтобы Иисус Христос пребывал всегда с ними телесно и вел с ними обычные Свои беседы; поэтому Он продолжает еще успокаивать их смущение.

Стих 16. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам…[842] С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. Иного Утешителя — чем Меня, т. е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях. Сказав — иного, Иисус Христос указал на различие ипостаси, а сказав Утешителя, указал на единство существа, потому что Утешители — и Сын, и Дух Святой. И не сказал Иисус Христос: пошлю, чтобы не показаться противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти, а теперь Он только обещает умолить Отца, как по вышеуказанной причине, так и для того, чтобы поверили Ему. Впоследствии же Иисус Христос открывает и Свою власть в этом отношении, говоря: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7), и еще: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). Но каким образом дается и посылается другим вездесущий и раздающий дары каждому в особенности, как Ему угодно (1 Кор. 12, 11)? Дается и посылается не как раб, а как равносущный Отцу и Сыну, и имеющий одну волю с Ними. По отношению к Несотворенной Троице слова эти имеют не такое значение, какое имеют они по отношению к тварям. Дух Святой дается Отцом, как от Него исходящий, а посылается Сыном, как содействующий Ему и не противящийся. Теперь Иисус Христос говорит о Святом Духе, что Он дается и посылается, а впоследствии Он показал и власть Святого Духа, когда говорил: егда же приидет Он, Дух Истины и т. д. (Ин. 16, 13).

Стих 16… Да будет с вами в век…, не оставляя вас даже после вашей смерти. Затем излагается учение о том, что это за Утешитель иной.

Стих 17. Дух истины…, т. е. истинный, или особенный в сравнении с другими духами, так как духом называется и Ангел, и душа, и ветер, и многое другое. А чтобы ученики, слыша об ином Утешителе, не подумали, что и Он во плоти и видим для чувственных глаз, Иисус Христос говорит.

Стих 17… Егоже мир не может прияти… Не может принять чувственно.

Стих 17… Яко не видит Его…[843] телесно, потому что Он бестелесен.

Стих 17… Ниже знает Его…,[844] так как не может Его видеть. Понимают эти слова и иначе. Заботящийся о мирском не может принять Духа Святого, потому что не видит Его, будучи слеп разумными очами, и не знает Его, потому что не может понять ничего высокого.

Стих 17… Вы же знаете Его… Знаете Его отчасти; а немного спустя Дух Святой сойдет на вас и научит вас. Или — вы знаете Духа Святого, потому что знаете Меня. Подобно тому как узнавший Меня узнал Отца, так — с другой стороны — узнавший Меня узнал уже и Духа Святого, потому что все Мы имеем одно существо, природу, силу и достоинство.

Стих 17… Яко в вас пребывает…[845] Как Отец со Мной находится, так и Дух Святой, потому что блаженная Троица нераздельна.

Стих 17… И в вас будет…, не умрет, как Я, потому что Он и не воплотился, подобно Мне. Хотя Иисус Христос много уже говорил, но Он не рассеял уныния учеников, которые все еще смущались и печалились при мысли о том, что остаются сиротами; поэтому Он и обращается к этой печальной их мысли.

Стих 18. Не оставлю вас сиры…[846] Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих.

Стих 18… Прииду к вам… Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде.

Стих 19. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене…, когда Я умру, как человек.

Стих 19… Вы же увидите Мя…, являющегося вам время от времени, между тем как другой Утешитель будет жить с вами всегда.