Interpretation of the Gospel of John

Стих 19… Яко Аз живу…[847] опять, воскреснув из мертвых.

Стих 19… И вы живи будете…, так как не будете убиты тотчас вместе со Мною, но силой Моей будете сохраняемы еще некоторое время. Или: вы будете жить после смерти блаженной жизнью.

Стих 20. В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем… В тот день, т. е. в день Моего Воскресения, вы узнаете, что Я неотделим от Отца Своего, именно по Своей силе творить то же, что Отец.

Стих 20… И вы во Мне, и Аз в вас. Узнаете также, что и вы во Мне, охраняемые и укрепляемые Мной, и что Я в вас, охраняющий и укрепляющий вас. Это же самое вы узнаете и тогда, когда враги успокоятся; вы будете свободно проповедовать, и проповедь евангельская с каждым днем будет возрастать. Когда говорится, что Иисус Христос в Отце, то здесь имеется в виду равная их сила, а когда говорится, что апостолы в Иисусе Христе или Иисус Христос в апостолах, то тогда имеется в виду помощь Его апостолам. Очень часто Священное Писание употребляет одни и те же выражения и о Боге, и о человеке, но не в одном и том же смысле. И Иисус Христос, и мы называемся сынами Божиими, богами, образом Божиим и славой Божией, но большое различие в этих названиях. И много других подобных выражений можно найти.

Стих 21. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя…[848] Не достаточно только иметь заповеди, но нужно и исполнять их. Хотя Иисус Христос и прежде говорил это, но говорит и теперь, чтобы показать ученикам, что признаком любви их к Нему служит не скорбь о разлуке с Ним, что служит скорее признаком робости — а исполнение заповедей Его.

Стих 21… А любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его…[849] и Я, войдя после Воскресения в Свое прежнее достоинство. Обрати внимание на удивительную последовательность мысли. Кто исполняет заповеди Мои, говорит Иисус Христос, тот любит Меня; кто любит Меня, того возлюбит Отец Мой; а кого возлюбит Отец Мой, того, конечно, возлюблю и Я, потому что оба Мы одного и того же желаем и одно и то же принимаем.

Стих 21… И явлюся ему Сам…, иногда в человеческом образе, а иногда в Божественном свете. Слыша это, Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей и Фаддей, подумал, что Иисус Христос будет являться во сне, как часто являются мертвые. Смущенный этим, он не осмелился прямо высказать своих мыслей: «Увы! Ты умрешь и будешь являться, как мертвый», — но, предложив вопрос, открывает свое смущение другим образом.

Стих 22. Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?[850] Что бысть — это слова сильно взволнованного и смущенного. Что значит, что Ты явишься нам во сне, а не явишься миру обыкновенным образом? Так как ученики не желали, чтобы Иисус Христос умер, то и смерть Его они считали странной и безнадежной.

Стих 23. Отвеща Иисус и рече ему: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него совторима.[851] К тому, кто любит Меня, Я и Отец приидем, т. е. так явимся, как является Отец Мой, а не так, как мертвые, и обитель у него совторим, живя в Нем так, как живет Бог, а не так, как бывает во сне.

Стих 24. Не любяй Мя словес Моих не соблюдает: и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца.[852] Иисус Христос показывает, что не исполняющий слов Его не любит ни Его, ни Бога Отца. Он говорит: не любяй Мя словес Моих не соблюдает, — словес, о которых Я сказал, что они принадлежат не Мне, а пославшему Меня Отцу; значит, не исполняющий слов Бога Отца и не любит Его, потому что доказательством любви служит исполнение заповедей. Каким образом слово, которое говорит Иисус Христос, и Его, и не Его, — об этом уже сказано прежде. Так как Иисус Христос знал, что ученики кое-чего не понимают, а кое в чем сомневаются, то затем Он обещает, что они вполне уразумеют то, чего теперь не понимают и относительно чего сомневаются.

Стих 25. Сия глаголах вам в вас сый…[853] сия, т. е. то, что кажется вам неясным. В вас сый… Эти слова Иисус Христос присоединил, чтобы показать, что скоро Он отойдет к Отцу.

Стих 26. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему…, относительно чего у вас есть еще недоумение. Во имя Мое — значит здесь: вместо Меня. Так как Иисус Христос, по исполнении Божественного Домостроительства взошел к Отцу, то вместо Него снизошел Дух Святой, чтобы мы не были лишены Утешителя, — как говорит Григорий Богослов. Но почему Сам Иисус Христос не научил тогда учеников тому, относительно чего у них было недоумение? Потому что тогда они не могли понимать более высокого учения, — как Он Сам скажет об этом впереди.

Стих 26… И воспомянет вам вся, яже рех вам…[854] в более совершенном виде, потому что вы тогда будете совершеннее. Вероятно также, ученики кое-что уже и забыли.

Стих 27. Мир оставляю вам. Другие люди, умирая, оставляют своим родственникам деньги и имущество, а Иисус Христос оставил Своим ученикам мир: мир, говорит Он, оставляю вам, чтобы вы были в мире и между собою, и со Мною, и чтобы вам нисколько не препятствовало и не вредило возмущение мира.