Interpretation of the Gospel of John

Стих 11. И ктому несмь в мире…,[963] как имеющий в скором времени умереть. Опять Иисус Христос заводит речь о Своей смерти, чтобы как Человек поручить учеников Богу и Отцу. И ктому, говорит Он, несмь в мире, т. е. скоро не буду уже в мире, как теперь еще, когда Я с ними живу, укрепляю, увещеваю и утешаю их.

Стих 11… И сии в мире суть…,[964] так как они еще не умирают и потому нуждаются в Твоей помощи. Далее Иисус Христос объясняет Свои слова: и ктому несмь в мире.

Стих 11… И Аз к Тебе гряду…,[965] как Сын к Отцу, исполнив Свое дело.

Стих 11… Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне…[966] во имя Твое — всемогущее, которое и Я, как Бог, имею по природе. Опять Иисус Христос сказал — дал еси, чтобы не считали Его противником Богу, или же: дал еси Мне, как Человеку.

Стих 11… Да будут едино…[967] в единстве веры в Меня и взаимной любви, о чем Иисус Христос прежде много учил их.

Стих 11… Якоже (и) Мы. А прежде Иисус Христос сказал: Аз и Отец едино есма. Несколько раз мы уже поясняли, что выражения с якоже и тому подобными словами по отношению к Богу и человеку указывают только на некоторое подобие. Отец и Сын составляют одно как по существу и многому другому, так и по Своему согласию. Итак, Иисус Христос говорит: якоже и Мы — по нераздельности и нерасторжимости.

Стих 12. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое…[968] Когда Я был в мире, как Человек, потому что как Бог Я был в нем всегда, — тогда Я сохранял их Твоею силой, так как Твоя сила есть и Моя, и Я и Ты составляем одно. Эти и им подобные слова Иисус Христос говорит, как Человек, а также снисходя к слабости учеников (Часто ученики слышали уже о помощи Иисуса Христа; слышали также, как Он говорил им: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), но все-таки они не переставали еще смущаться. Поэтому Иисус Христос говорит теперь за них Богу Отцу, чтобы, порученные Отцу, они, наконец, ободрились. Будучи несовершенными, они не столько доверяли возвышенным и Божественным словам Его, сколько уничиженным и приличным человеку).

Стих 12… Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный…[969] Иуда, предатель, величайший друг погибели, возлюбленный ею и любящий ее. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему (Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей. Может быть, и другие из числа семидесяти учеников погибли, но не в это время, а теперь погиб один только предатель).

Стих 12… Да сбудется Писание… Давидово, которое часто говорит о предательстве Иуды и в особенности в сто восьмом псалме. И здесь выражение с ινα (да) указывает не на причину, а вообще на будущее, именно — что должно исполниться Писание.

Стих 13. Ныне же к Тебе гряду…[970] Опять Иисус Христос повторяет: к Тебе гряду, как и прежде повторял: от Бога изыдох, желая частым повторением сильнее убедить в этом учеников и доставить им через это немалое утешение.

Стих 13… И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.[971] Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: к Тебе гряду и святи их, — говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу).

Стих 14. Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже (и) Аз от мира несмь.[972] Я передал ученикам Твое слово, т. е. то, которое содержится в Евангелии, и злые люди возненавидели их, так как по своему незлобию ученики уже не принадлежали к их числу. И прежде Господь говорил к ученикам: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (Ин. 15, 19). И там, и здесь под миром Он разумеет злых людей, по причине их любви к миру и удовольствиям его. Так как учеников Моих, говорит Иисус Христос Богу Отцу, возненавидели за Твое слово, то Ты и сохраняй их.

Стих 15. Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни.[973] Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец.

Стих 16. От мира не суть…[974] Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном.