Interpretation of the Gospel of John

Стих 20. И сие рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя…[1110] Найди и прочитай необходимое для объяснения этого стиха толкование двадцать четвертой главы Евангелия от Луки, начиная с того места, где говорится: и та поведаста, яже быша на пути… до слов: еще же неверующым им от радости и чудящымся… (Лк. 24, 35; 41).

Стих 20… Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа.[1111] Видишь ли исполнение на деле слов Господа? Прежде страданий Он говорил ученикам: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше (Ин. 16, 22).

Стих 21. Рече же им Иисус паки: мир вам…[1112] после того, как Иисус Христос съел поданную Ему часть печеной рыбы и сотового меда, о чем сказал евангелист Лука (24, 42), — ученики были убеждены в том, что это Он; и вот Иисус Христос успокаивает теперь происшедшее, вероятно, от радости волнение их, чтобы они были внимательны к тому, что Он намерен говорить.

Стих 21… Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.[1113] Еще прежде крестных страданий Иисус Христос сказал к Богу Отцу: якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин. 17, 18). Прочитай объяснение этих слов. Поручив ученикам Свое дело и поставив их преемниками Себе, Иисус Христос поднял этим их дух.

Стихи 22–23. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.[1114] Но прежде Иисус Христос сказал: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16, 7); каким же образом Он теперь дает ученикам Святого Духа? Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к принятию Его, и говорит им: приимите Дух Свят, но не теперь, а когда Он сойдет. Или — Духом Святым Иисус Христос назвал здесь духовное дарование разрешать и не разрешать грехи, которое Он тогда сообщил ученикам (и которое больше дара чудес. Когда Иисус Христос сказал расслабленному: отпущаются ти греси твои (Мф. 9, 2), то книжники говорили: кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Мк. 2, 7)? Правда, и прежде крестных страданий Иисус Христос сказал ученикам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18, 18) но тогда Он только обещал им, а теперь даровал. Найди в седьмой главе этого Евангелия изречение: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 39) и прочитай его объяснение. Итак, Иисус Христос дунул, как источник благодатных дарований, — дунул для того, чтобы мы отсюда узнали, что и прежде Он вдунул в Адама дыхание жизни). Под держанием разумей то же, что связывание, непрощение. Как царь, назначая полководцев, так и Иисус Христос, посылая учеников, облекает их властью преимущественно пред всеми (Те, которые из опасения демонов прочно укрепились на высоте Божественных созерцаний и затворили свои внешние чувства подобно дверям, — те принимают незаметным образом пришедшее к ним Слово Божие, которое является, не поражая их внешних чувств, которое сообщает им мир, т. е. свободу от страстей, и дуновение, т. е. благодать Святого Духа, и которое обнаруживает свое невидимое действие во внешних знамениях).

Стих 24. Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемый Близнец, не бе (ту) с ними, егда прииде Иисус.[1115] Вероятно, после того как ученики рассеялись и, оставив Учителя, бежали, Фома еще не виделся с ними (Хотя Фома и отсутствовал, однако через собратий своих апостолов и он сделался причастником сообщенной им благодати Святого Духа, как сказал святой Кирилл. Некоторые же говорят, что он только впоследствии, когда увидел руки и ребро Спасителя и поверил Воскресению, — тогда он получил такую же благодать, чтобы не быть ни в чем ниже остальных апостолов).

Стих 25. Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа…[1116] Сказали, когда Фома уже пришел к ним.

Стих 25… Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.[1117] Подобно тому как верить без всякого рассуждения и как попало свойственно легкомысленному, так и исследовать до мелочи и через меру испытывать — свойственно тупоумному. За это и порицается Фома. В то время, как все ученики, заслуживающие полного доверия, утверждали, что видели Господа, Фома не поверил, не столько, впрочем, не доверяя им, сколько считая невозможным самое Воскресение. Он сам хочет видеть Господа; мало того, хочет видеть раны от гвоздей. Но и на этом пытливость Фомы не останавливается: он хочет вложить палец в раны от гвоздей и руку в бок Спасителя, чтобы это не было призраком. Он, как известно, слышал от других учеников, что Спаситель только показал им Свои руки и бок. И так осязание Фома считает более достоверным, чем зрение.

Стих 26. И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними…[1118] внутрь дома, где они собирались.

Стих 26… Прииде Иисус дверем затворенным…[1119] Пришел, чтобы убедить неверившего Фому, так как не пренебрегает и одним, хотя бы он был и тупоумным сравнительно с другими. Но почему же Иисус Христос не убедил Фому тогда, когда он высказывал вышеприведенные требования, а спустя восемь дней? Потому что, наставляемый в течение всего этого времени другими учениками, Фома легче мог быть убежден.

Стих 26… И ста посреде (их) и рече: мир вам…,[1120] как и прежде сказал. Опять Иисус Христос делает все то же самое, что сделал и в отсутствие Фомы.

Стих 27. Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя…[1121] Так как Фома ничего не говорил, то Иисус Христос предупреждает его и дает ему то, чего он хотел, показывая этим, что даже тогда, когда Фома высказывал эти требования, Он и присутствовал, и слышал, как Бог. Поэтому Иисус Христос употребляет даже те самые слова.

Стих 27… И не буди неверен, но верен. Это говорит Он в порицание Фоме за то, что он возражал прежде ученикам не потому, что хотел точнее удостовериться, а потому что не верил Воскресению.

Стих 28. И отвеща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой. Видя на руках Спасителя раны от гвоздей и на боку Его рану от копья, Фома тотчас же поверил, не домогаясь осязать их. Некоторые, впрочем, утверждают, что Фома, осязав, воскликнул: Господь мой и Бог мой.