Interpretation of the Gospel of John

Стих 11… извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три..[1142] Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб — тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать.

Стих 11… И толико сущым, не проторжеся мрежа…,[1143] не потому, что она была крепка, но потому, что Господь так устроил.

Стих 12. Глагола им Иисус: приидите, обедуйте…, так как уже наступало обеденное время и пора была отдохнуть после трудов (Вероятно, немного пойманной рыбы было испечено для голодных учеников, а остальная часть ее была роздана бедным).

Стих 12… Ни един же смеяше от ученик истязати Его, Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть.[1144] Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, ученики хотели бы спросить, но не смели, зная из вышеизложенных чудесных обстоятельств, что это Господь.

Стих 13. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. Теперь Иисус Христос уже не взирает на небо и не делает ничего другого, что Он делал прежде при подобных случаях, как человек, показывая ученикам, что и все, находящееся пред их глазами, Он Сам устроил с особой премудрой целью.

Стих 14. Се уже третие явися Иисус учеником Своим востав от мертвых…[1145] В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес (Ин. 20, 19), во второй раз — через восемь дней после того (Ин. 20, 26), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа (Мф. 28, 16). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (16, 12), и Петру, и Клеопе с его спутником (Лк. 24, 18), — но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз (Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян. 10,41)).

Стих 15. Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя.[1146] Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, — скажем после.

Стих 15… Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников.

Стихи 16–17. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола Ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя; Оскорбе (же) Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя; и глагола Ему: Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему Иисус: паси овцы Моя.[1147] Трижды спрашивая об одном и том же и трижды одно и то же повелевая, Иисус Христос хочет показать, что Он весьма высоко ставит предстоятельство среди учеников и считает его важнее всякого другого служения. Но Петр, смутившись троекратным вопросом и предположив, что ему только кажется, что он любит Иисуса Христа, а на самом деле не любит, подобно тому как и прежде ему казалось, что он никогда не отречется от Иисуса Христа, а, однако, отрекся, — Петр, смущенный этим, опечалился и испугался. Прежнее испытание сделало теперь его более умеренным и благоразумным. Теперь он выставляет свидетелем Самого Иисуса Христа, как знающего все прежде, чем оно исполнится, — и говорит: Ты вся веси и настоящее, и будущее, как Бог, — Ты знаешь, что я люблю Тебя теперь всей душой. Больше ничего Петр не говорит теперь, так как не может знать будущего и так как немного прежде, высказав противоречие, он уже изобличен был в том, что напрасно он так сильно уверен в себе. Агнцами и овцами названы ученики по своему незлобию и готовности быть принесенными в жертву, — сначала — агнцами, как менее совершенные, а затем — овцами, как более совершенные. Итак, Иисус Христос возвращает Петру право пасти верующих, так как он прежде горькими слезами смыл пятно отречения, а теперь вместо троекратного отречения произнес троекратное исповедание и, таким образом, прежде делом, а теперь словом исправил падение, бывшее на словах. Затем Иисус Христос приточно предсказывает Петру и род смерти его, именно что и он умрет на кресте, показывая этим, что все то, что Он сказал Петру, сказал не потому, что не знал того, о чем спрашивал, и не потому, что не верил ему…

Стих 18. Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси…[1148] Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел.

Стих 18. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.[1149] А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного (Еф. 4, 13), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, — как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было.

Стих 19. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога…[1150] Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, — для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

Стих 19… И сия рек, глагола ему: иди по Мне. Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству… или: иди по Мне, т. е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте.

Стих 20. Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща…[1151] идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.