Interpretation of the Gospel of John

Стих 23… И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе?[1157] А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.

Стих 24. Сей есть ученик свидетелствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетелство его.[1158] Я сам, как очевидец, знаю, что свидетельство это истинно. Очевидно, что и другие знали это. Итак, Иоанн, вполне уверенный в истине того, о чем он свидетельствовал, как бы так говорит: я знаю, что некоторым это может показаться подозрительным потому именно, что об этом нет упоминания у других евангелистов.

Стих 25. Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус…[1159] То же самое евангелист и прежде сказал о чудесах Иисуса Христа.

Стих 25… Яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг. Аминь.[1160] (Не вместил бы этих книг мир и по другой причине, именно не вследствие множества написанных книг, а вследствие величия того, что в них написано). Это речь гиперболическая, указывающая на великое множество дел, совершенных Господом. Гиперболой очень часто пользуются и писатели и ораторы, когда хотят изобразить величие какого-либо предмета. Сам евангелист, прибавив слово мню, ослабил несколько гиперболу и усилил веру в то, что могло бы показаться невероятным, показывая, что он сказал так по причине великого множества дел, совершенных Господом. Весьма много и других дел совершил Иисус Христос, как всемогущий, потому что для Него легче было делать, чем для нас говорить; но евангелисты записали только более полезное и более необходимое для веры и благочестия, в том предположении, что неверующий записанному не поверил бы, если бы и больше было записано, а для принимающего с верой все записанное не будет никакой необходимости в большем. О, если бы и нам оказаться совершенными слугами Всесовершенной Троицы и окончить свою жизнь доброй кончиной во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Примечания

В начале было Слово,

Потому что сказал вам все, что слышал от Отца моего.

и Слово было у Бога,

и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.