Interpretation of the Gospel of John

Стих 31… и от земли глаголет…[157], хотя Иоанн говорил от Бога. Подобно тому, как Иисус Христос выше сказал: аще земная рекох вам, и не веруете (ст. 12), называя земным возрождение от Бога, не потому, чтобы оно было земное, но по сравнению с предвечным Своим рождением, превосходящим всякий ум и слово, — так и здесь Иоанн говорит, что слова его от земли по сравнению с преестественными словами Иисуса Христа, и показывает этим, что слова его скудны и маловажны, если сравнивать их с учением Иисуса Христа. Как небом указывает на превосходство, так землей — на уничижение.

Стих 31… Грядый с небесе над всеми есть.[158] Опять говорит то же самое, чтобы более подтвердить эти слова.

Стих 32. И еже виде и слыша, сие свидетельствует…[159] Это метафорическое выражение заимствовано от того, что люди узнают посредством зрения и слуха то, о чем свидетельствуют. Сам Иисус Христос не нуждается в познании посредством зрения или слуха, потому что Он знает все, как самобытный и всесовершенный Бог; но так как у нас совершенное знание приобретается при помощи этих чувств, и мы считаем достоверным свидетелем того, кто видел или слышал то, о чем он свидетельствует, то по отношению к Иисусу Христу должно считаться достоверным то, что считается достоверным у нас. Поэтому Иоанн сказал: еже виде и слыша, сие свидетельствует — ради немощи слушателей, и этим ничего другого не выразил, как только то, что Иисус Христос свидетельствует достоверно. И мы, если желаем подтвердить, что кто-либо говорит правду, обыкновенно говорим, что он свидетельствует о том, что видел и слышал. Итак, когда услышишь, что и Сам Иисус Христос говорит: якоже слышу, сужду (Ин. 5, 30); Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя (Ин. 7, 16); яже слышах от Него, сия глаголю в мире (Ин. 8, 28) и т. п., знай, что Он с премудрой целью сказал так для того, чтобы все знали, что Он говорит правду, так как слушатели не имели еще должного понятия о Нем.

Стих 32. И свидетельства Его никтоже приемлет…[160] никто из неверующих. Иоанн сказал это вообще о бесчувственных иудеях, в частности же — о своих учениках, которые из-за честолюбия и ревности хотели и его возбудить.

Стих 33. Приемый Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть[161] Верова — εσφραγισε, т. е. запечатлел, утвердил, показал, что Отец истинен. Затем подтверждает сказанное.

Стих 34. Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет.[162]…

Смотри, как Иоанн устрашил этим своих учеников и поразил, когда они узнали, что не повинующийся Иисусу Христу не повинуется Богу, пославшему Его. Показав, что учение Его достоверно, что оно от Бога, показывает, что оно и от Духа Святого.

Стих 34… не в меру бо Бог дает Духа.[163] Не мерой Отец дает Иисусу Христу силу Духа, как другим святым, но Он владеет ею без всякой меры, всецело. Духом здесь называет силу духовную, потому что Дух не имеет меры, а сила Его имеет меру и разделяется соответственно достоинству принимающих ее. Таким образом Иоанн показал, что учение Иисуса Христа достоверно и что оно от Отца и Святого Духа, не потому, чтобы Он нуждался в таком подвтерждении: будучи одного с Отцом и Святым Духом достоинства и свойства, Он имеет для этого достаточно силы в Себе Самом, — но так как ученики признавали Отца и веровали в бытие Святого Духа, а Сына не узнавали, то на основании понятия об Отце и Духе Иоанн устанавливает понятие и о Сыне, высказывая все это с такою премудрой целью и стараясь их мало-помалу возвышать. Не следует поэтому прямо проходить молчанием того, что заключается в Священном Писании, но нужно исследовать цель говорящего и принять в соображение немощь слушателей. Не все учителя говорят так, как желают, но большей частью так, как требует состояние учащихся. И апостол Павел говорит: не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным… Млеком вы напоих, а не брашном (1 Кор. 3, 1–2).[164] Он не мог вследствие того, что они не могли.

Стих 35. Отец (бо) любит Сына…[165] Так как Иоанн выше сказал: Егоже посла Бог, то чтобы на основании этого не подумали, что Иисус Христос имел другое естество, низшее и подчиненное, теперь поправляет сказанное и объявляет, что Он есть Сын Пославшего. Если Он Сын, то значит единосущен; а если возлюбленный, то значит всякий, противящийся Ему, противится и Отцу Его.

Стих 35… и вся даде в руце Его.[166] Как Бог, Он все имел, потому что вся тем быша (Ин. 1, 3), но Отец дал Ему это и как человеку. Любит и даде — сказано человекообразно, потому что отцы обыкновенно любят сыновей и дают им все свое.

Стих 36. Веруяй в Сына имать живот вечный…[167] верующий в учение Сына и повинующийся Ему:

Стих 36… а иже не верует в Сына, не узрит живота..[168] Выше мы сказали, что вечной жизнью называется жизнь блаженная, приличествующая святым.

Стих 36… но гнев Божий пребывает на нем. Не сказал: гнев Сына, хотя и Сын будет судить, но угрожал им гневом Отца, желая более устрашить. Пребывает на нем, вместо: никогда не отстанет от него, всегда будет наказывать его.