Interpretation of the Gospel of John

Стих 35. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век.[501] Раб не наследует дома господина своего, а сын наследует. Поэтому Моисей не имеет власти освобождать, потому что он сам раб, а Я имею власть освобождать, потому что Я Сын, Я пребываю в доме Отца Своего вовеки и наследую власть Его. И выше Иисус Христос сказал: суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22); и опять: и область даде Ему и суд творити (Ин. 5, 27).

Стих 36. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете.[502] Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. Бог оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим. 8, 33)? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко.

Стих 37. Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити…[503] Не сказал прямо: не есте, щадя их пока, но прикровенно указал и на это. Так как вы ищете Меня убить, то не есте: Авраам никого не убивал несправедливо. Как свобода обнаруживается в делах, приличных свободному, так и рабство. Указывает и причину убийства.

Стих 37… Яко слово Мое не вмещается в вы.[504] Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», — Иисус Христос присоединяет:

Стих 38. Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю…,[505] что узнал от Отца Своего, чему научился от Него.

Стих 38… И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите,[506] т. е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их — дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после.

Стих 39. Отвещаша и реша Ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус:[507] Не поняв, о каком отце говорил Иисус Христос, они опять ссылаются на родство с Авраамом. Поэтому Он яснее порицает их.

Стих 39… Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили,[508] т. е. правду.

Стих 40. Ныне же ищете Мене убити… Часто порицает это желание их, побуждая к исправлению.

Стих 40… Человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога…[509] Слова видех и слышах должно понимать, как употребленные с премудрой целью для выражения планов Домостроительства Божия.

Стих 40… сего Авраам несть сотворил,[510] т. е. не искал убить человека, сказавшего истину и невинного.

Стих 41. Вы творите дела отца вашего… — человекоубийство и всякое другое зло.

Стих 41… Реша же Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога.[511] Так как Иисус Христос основательно доказал, что они не достойны иметь своим отцом Авраама, — чем они сильно хвастались, — то они неразумно ссылаются теперь на то, что имеют отцом своим Бога, по словам Писания: сын Мой первенец Израиль (Исх. 4, 22).[512] Но Иисус Христос отнимает у них и эту честь, тоже по основательным причинам. Но почему же они дерзнули назвать отцом своим Бога, когда они негодовали на Иисуса Христа за то, что Он Бога называет Своим Отцом? А потому, что Иисус Христос называл Его Отцом Своим по естеству. Словами: мы от любодеяния несмы рождени, — указывают на народы, происшедшие от Измаила, который родился у Авраама от сожительства с рабыней Агарью, между тем как сами они произошли от Исаака, который родился от законного брака Авраама с Саррою, госпожой самой Агари. Некоторые говорят, что эти проклятые сказали так для того, чтобы оскорбить Иисуса Христа, т. е. указывали на то, что Он не родной Сын Иосифа. Когда желали унизить Его, тогда называли Сыном Иосифа, говоря иногда это, а иногда то, и никогда не соглашались с истиной. Хотя многие из них были рождены от любодеяния, так как у иудеев было много незаконных браков, однако Иисус Христос умалчивает об этом, спеша к более важному.

Стих 42… Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш (бы) был, любили бысте (убо) Мене: Аз бо от Бога изыдох,[513] т. е. рожден, или послан, и приидох к вам: не о Себе бо приидох, т. е. не по Своей воле, так как Я не имею особой воли, как прежде было сказано.