Interpretation of the Gospel of John

Стих 47. Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.[528] Кто от Бога, тот принимает слова Божии и повинуется им; но вы не принимаете, значит вы не от Бога. Отсюда следует далее, что вы лжете, говоря: «Мы имеем одного отца Бога, — мы от Бога». По творению все от Бога, а по родству только те, которые принимают слова Его, повинуются им и доказывают это родство образом своей жизни.

Стих 48. Отвещаша убо Иудее и реша Ему: не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши…[529] Следует читать вопросительно. Самарянином называли они Иисуса Христа, как не вполне соблюдающего закон, как им казалось, и предания старцев: таковы были самаряне, — а имеющим беса, как относящего честь Божию к Себе: таковы были бесы; но Иисус Христос делал это, как истинный Бог, а бесы делали это, как обольстители.

Стих 49. Отвеща Иисус: Аз беса не имам…[530] Я не бесчещу Бога, как демоны, и не отнимаю у Него Его чести.

Стих 49… Но чту Отца Моего… Почитая Отца, Я показываю этим, что вы не имеете отцом своим Бога, что вы не от Бога. Быть отцом человекоубийц — бесчестие для Человеколюбца.

Стих 49… И вы не чтете Мене,[531] называя самарянином и бесноватым за то, что, почитая Отца, Я показал, что вы не имеете отцом своим Бога. А бесчестя Сына, вы обесчестили и Отца, так как выше было сказано, что кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23).

Стих 50. Аз же не ищу славы Моея…,[532] отмщения за Мое бесчестие.

Стих 50… Есть Ищя и Судя…[533] Отец, из-за Которого вы бесчестили Меня и к Которому относится бесчестие Сына. Хотя Он и отдал весь суд Сыну, но не лишил этим Себя власти судить, а отдал потому, что Сын есть Слово Отца. Обрати внимание на то, что когда они называли Бога своим отцом, то Иисус Христос смело отвечал им и сильно порицал, а когда они бесчестили Его Самого, то ответил спокойно и кротко. Этим Он научал нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. И Сам Он теперь, не обращая внимания на оскорбление, нанесенное Ему, обращается к увещанию.

Стих 51. Аминь, аминь глаголю вам: аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки.[534] Найти в шестой главе то место, где говорится: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки (51 ст.) — и прочитай его толкование. Оттуда поймешь, о какой смерти говорит здесь Иисус Христос. Не понимая этого, они опять бесчестят Его.

Стих 52. Реша убо ему Жидове: ныне разумехом, яко беса имаши…,[535] теперь еще более… Говорили это, как будто бы Иисус Христос представлял Себя больше Бога.

Стих 52… Авраам умре и пророцы…, которые соблюдали Слово Божие.

Стихи 52–53… И Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити во веки. Еда Ты болий еси отца нашего Авраама, иже умре; и пророцы умроша: кого Себе Сам Ты твориши?[536] Следовало бы им сказать: «Неужели Ты больше Бога?» Но они, однако, не говорят этого, чтобы не показалось, что, сравнивая Его с Богом, они скорее воздают Ему честь. Они желают показать, что Он меньше даже Авраама. И не говорят просто Авраама, но отца нашего Авраама, опять хвастаясь и выставляя на вид свое родство с Авраамом.

Стих 54. Отвеща Иисус: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть…[537] ничто, как вы предполагаете. Это Иисус Христос сказал сообразно с их мнением, подобно тому как Он сказал: аще Аз свидетелствую о Мне, свидетелство Мое несть истинно (Ин. 5, 31). Найди и прочитай объяснение этого места.

Стих 54… Есть Отец Мой славяй Мя…[538] Если Я, прославляя Себя, кажусь вам лжецом, то есть Отец Мой славяй Мя. И в вышеупомянутой главе (ст. 37) Иисус Христос подобным же образом сказал: и Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Иисус Христос наперед приготовляет к тому, что имеет сказать, чтобы не показаться тщеславным. Он хочет доказать, что Он больше Авраама, но теперь Он не сказал этого откровенно вследствие бесстыдства их.

Стихи 54–55… Егоже вы глаголете, яко Бог ваш есть. И не познасте Его…[539] Не познасте Его, или как отвергающиеся от Него своими делами, потому что и Апостол сказал: Бога исповедуют видети, а делы отмещутся Его (Тит. 1, 16),[540] — или как не познав Сына Его, потому что и выше Он сказал: аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте (ст. 19), — или как не соблюдающие слова Его, потому что если бы вы знали Его, то и слово Его соблюдали бы.