Interpretation of the Gospel of John

Стих 9… И пажить обрящет…[613] не только для души, но и для тела, так как пред апостолами всегда было открыто все, что только имели верующие.

Стих 10. Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит.[614] Вор приходит не для блага овец, но разве только для того, чтобы украсть, убить или погубить их. И действительно, те, которые были украдены Февдой и Иудой, были убиты: они тотчас же погибли (Дьявол крадет, когда овладевает душой человека настолько, что направляет ее к самому себе и подчиняет ее своей воле, — он убивает, когда отнимает у человека волю и уничтожает добродетельную жизнь, — он губит, когда помрачает в человеке память о Боге, чтобы он уже не мог вспоминать о будущем суде).

Стих 10… Аз приидох, да живот имут и лишше имут.[615] Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, т. е. здесь, земле, — жизнь по воле Божией, избыток (περισσοτερον) которой есть Царствие Небесное, — а там, на небе, — жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9),[616] т. е. в совершенном познании Пресвятой Троицы.

Стих 11. Аз есмь пастырь добрый…[617], т. е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием.

Стих 11… Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника.

Стих 12. А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы.[618] Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, — именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его.

Стих 13. А наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах.[619] Везде он ищет собственной безопасности и пренебрегает другими, а истинный пастырь поступает наоборот: он пренебрегает собственной безопасностью и заботится об овцах. Таким образом Иисус Христос указал на два опасных человека: на одного, который приходит с той целью, чтобы украсть, убить и погубить, и на другого, который, видя идущего волка, оставляет овец и бежит. Первым Он указал на Февду и Иуду, а вторым — на иудейских учителей, которые пренебрегают вверенными их попечению и выдают свое стадо, за что порицает их и пророк Иезекииль, говоря: Оле, пастырие Израилевы! Еда пасут пастырие самих себе; не овец ли пасут пастырие (Иез. 34, 2)?…Далее у пророка перечисляются те обязанности пастыря, которых не исполняли пастыри израилевы, именно: они потерянной овцы не искали, угнанной не возвращали, пораненной не перевязывали, больной не врачевали, потому что они пасли себя самих, а не стадо. От вышеупомянутых опасных людей Иисус Христос отличил Себя Самого: от первых — тем, что Он пришел да живот имут и лишше имут, а от вторых — тем, что Он душу Свою полагает за овцы. Последним обстоятельством, именно тем, что Он душу Свою полагает за овцы, Иисус Христос подтвердил и то, что Он пришел, да живот имут, и лишше имут. И апостол Павел говорит: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся (Рим. 5, 10);[620] и еще: иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8, 32)?[621]

Стих 14. Аз есмь пастырь добрый… Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: Ты о Себе Сам свидетельствуеши (Ин. 8, 13)? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

Стих 14… И знаю Моя… по предведению, как Бог. И Моисей сказал: позна Господь сущих Его (Числ. 16, 5; 2 Тим. 2, 19), — и апостол Павел тоже: не отрину Бог людий Своих, ихже прежде разуме (Рим. 11, 2).

Стих 14… И знают Мя Моя…,[622] по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

Стих 15. Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца…[623] Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея (ст. 27) сказано: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын.

Стих 15… И душу Мою полагаю за овцы, т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они — Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

Стих 16. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего…,[624] т. е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках.

Стих 16… И тыя Ми подобает привести…[625] собрать под свое пастырство.