Толковая Псалтирь

Все семя Иаковле прославите Его. Все, говорит, верующие из иудеев, прославьте Бога; так как Иаков был праотец двенадцати племен иудейских *).

*) Ибо иудеи научались у Христа не совершать более кровавых жертв, но хвалить и прославлять Бога и приносить чистую и бескровную службу; притом прославлять просто не одним голосом, но и доброю жизнью, совершаемою со страхом Божиим.

Да убоится же от него все семя Израилево. Здесь Он совокупляет оба народы иудейский и языческий, ибо и тот принадлежит к духовному Израилю, кто познал Христа и уверовал в Него, так как Израиль означает ум, видящий Бога. Итак Христос повелевает обоим народам хвалить и всегда бояться Бога, как всесильного. Или Он дает заповедь и другим иудеям бояться Бога; иначе Бог может послать на них погибель и истребление за то неистовство, которое они показали и показывают против Сына Его *).

*) Называется и Христос Иаковом, то есть, запинателем, как положившей препону диаволу и победивши его; также Израилем, как ум видящий Бога. Ибо никто не знает Отца кроме Сына. А семя Христа сего Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от Него по духу.

25. Яко не уничижи, ниже негодова (не отверг) молитвы нищаго. Не презрел, говорит, Отец и не счел тягостною для Себя молитву мою о том, чтобы Я, как человек, победил диавола и даровал и вам сию победу. Нищим здесь Господь назвал Самого Себя, как по бренности тела, так и по действительной бедности в человеческом богатстве.

Ниже отврати лице свое от Мене. Бог и Отец, говорит, не отвратил лица Своего от Меня, подобно тем, которые отвращаются от кого либо. Для сего посмотри изъяснение на слова: доколи отвращать будешь лице твое от меня? (Псал.12, 1).

И егда воззвах к нему, услыша мя. Тотчас, говорит, как только Я воззвал к Отцу, Он услышал голос молитвы Моей.

26. От Тебе похвала моя (мне). Тогда была похвала Сыну от Отца, когда пришел голос с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем Мое благоволение (Матф.3, 17). И когда тот же Отец возгласил с Неба: И прославил и еще прославлю (Иоан.12, 18) *).

*) Феодорит: как Я Тебя делаю известным людям, так и Ты научаешь везде людей приносить Мне ту же честь. Так Он открыл познание о Нем Петру и Павлу, а чрез них и всем людям.

В церкви велицей исповемся Тебе. Поведанием здесь Господь называет хвалу и прославление, а великою церковью, Церковь христианскую, как распространявшуюся до пределов земли, или как составившуюся из великих и святых мужей. Среди сей-то Церкви, Господь всегда прославляет Отца посредством Евангелия. Притом выше Он сказал просто о церкви, разумея синагогу иудейскую, или и Церковь из верующих, находящуюся по частям в каждой стране; а теперь называет великою всю вселенскую христианскую Церковь.

Молитвы моя воздам (Господу) пред боящимися Его. Молитвами Господь здесь называет обеты поведать о имени Отца своего и прославлять Его.

27. Ядят убозии и насытятся. Будут есть, говорит, бывшие прежде нищими в благочестии и добродетели, по Феодориту, язычники, или нищие в человеческом богатстве, ибо истинные христиане не стяжательны и бедны. Они едят духовную пищу Евангельского учения, как питающую и растящую душу.

И восхвалят Господа взыскающие Его. Будут, говорит, прославлять Бога усердно ищущие Его за то, что Он не пощадил Единородного Сына своего, но предал Его на смерть для спасения людей. А ищет так Бога тот, кто поступает по заповедям Его, которые ведут его к Нему. Или можно понимать и иначе так, что верующие едят тело Христово, с которым вместе принимается и кровь; и что они исполнятся Духа Святаго и будут прославлять Бога вокруг Святой трапезы. Почему слова сии суть пророчество не только о Евангельском учении, но и о таинственной трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит.

Жива будут сердца их во век века. Господь в Евангелии говорит: Я хлеб жизни; и еще: ядущий хлеб сей будет жить во век (Иоан.6, 48. 51), то есть тот, кто сохранит притом и заповедь. Итак Господь говорит, что ядущие тело Его будут жить сердцем; а чрез сердце, как часть, выразил все животное. Далее: «во век века». Ибо хотя причащающиеся достойно и умрут по природе, но они опять воскреснут в жизнь вечную.