Толковая Псалтирь

И внидет Царь славы. Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными.

8. Кто есть сей Царь славы? Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите? *)

*) Слова Григория В.: принимающее (Ангелы высшие) недоумевают по причине тела и знаков страдания, с которыми Он ныне возносится, после того как с ними не снисходил; и посему они вопрошают: кто это? А сопровождавшие отвечают, что Это Господь, крепкий и сильный во брани, во всем, что творил и творит и в настоящей победи за человечество. Другой толковник говорит: как вознесшийся на небо Господь возносил от земли и земное тело; то посему небесные силы, видя восходящую на небо плоть, удивлялись и, принимая, вопрошали: кто это пришедший из Едома, то есть из земных (стран) и от Восора, то есть, плоти? а указывавшие и провождавшие Его говорили: возмите врата. Он больше. Не могут врата ваши вместить Христа. Итак они должны быть повыше, дабы могли принять сделавшегося от страдания высшим (у Никиты). Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что он, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества.

Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Сими словами ответствуют снизу находящимся выше давшие им повеление ангелы: они говорят, что Господь, Которого вы знаете, крепок и силен и еще, что Господь силен в бранях. Повторение слов— Господь и сильный ведет высших ангелов к познанию возносящегося и в то же время это удвоение возвышает победу одержанную вознесшимся над жестоким властителем диаволом. Ибо, сразив, Он поверг его, поразил и умертвил его крестом как копием и дротиком.

9. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Начальствующие на втором небе, или тверди, услышав сказанное служившими Христу ангелами и обрадовавшись сею вестью касательно спасения людей приняли стражи, которые имели. Сверх сего они повелевают теми же словами и начальствующим над дверями первого неба, находящегося выше тверди.

10. Кто есть сей Царь славы? Ангелы первого неба, услышав сказанные пред сим повелительным тоном слова ангелов, начальствующих на низшем небе, или тверди, равным образом стали недоумевать и вопрошать дающих им сие повеление.

Господь сил, той есть Царь славы. Этот ответ ангелов тверди к ангелам первого неба: они говорят, что крепкий Господь и податель сил; Он Царь славы. Или иначе Владыка сил; Он тот, которого мы назвали Царем славы.

Надобно знать, что евреи прилагают сей и предыдущий псалом к находившимся в вавилонском плену иудеям. Притом предыдущий псалом прилагают к тому обстоятельству, когда иудеи возвратились из Вавилона в Иepyсалим; так как оный содержит радостные вещи, а сей псалом прилагают к тому, когда еще находились в плену, с одной стороны потому, что он утешает в печальных обстоятельствах плена их, с другой, что он учит не скучать чужою страною, в которой они находились—тем, что Бог есть Господь всей земли, также тем, что каждый из них может угодить Богу на всяком месте. Но иудеи изобличаются явно самым порядком псалмов; ибо ежели б это было так, как они говорят, то следовало бы тому быть поставлену после сего, как повествующему о радостных предметах, бывших после плена. Кроме сего они обличаются и словами оного псалма, ибо из него видно, что милость Божия осталась на иyдеях во всю жизнь их, как говорит о том оный псалом: и милость твоя будет следить за мною; во все дни жизни моей. Притом какие врата вечные имеет Иepycaлим, о которых говорит сей псалом, не говоря уже о других доказательствах? *)

*) Здесь заметь слова Божеств. Кирилла Иерусалимского: Слова: «возмите врата, князи ваши», говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба. А Григорий Нисский говорит: заметь мне, что дважды говорит: возмите врата и что на двойной вопрос, дает двойной и ответ и выслушай причину, что восходящий есть тот, который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного. А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы снисшедший без плоти взошел с плотью (у Никиты).

Псалом 24

Псалом Давиду, единый от суббот

Некоторые говорят, что Давид в этом псалме произнес молитву к Богу, приличествующую и всем призывающим Бога в нуждах своих. Вместе с тем оный поучает их, как они должны приносить молитву свою Богу. Но ничто не препятствует принять и то, что Давид произносит псалом сей предварительно от себя по случаю войны врагов его против него, так что он повествует здесь, как думает и Феодорит, о том, что тогда случилось с ним *).

*) По мнению Кирилла этот псалом сказывается и от лица язычников. То же говорит и Афанасий.

Ст. 1. К Teбе, Господи, воздвигох (вознес) душу мою. К тебе, говорит, Господи, вознес я душу мою, отделив ее от всего того, от чего нет на земле, никакой пользы и спасения.