Сын Человеческий

Тем самым вопрос о человеческом происхождении Мессии отодвигался на второй план. Мессианская тайна заключена не столько в принадлежности к царскому дому, сколько в том, что Избавитель пребывает одесную Отца и является сыном Божиим, Господом мира.

Фарисеи ничего не смогли возразить. Слова псалма действительно были загадочны. Но сказанное Иисусом им было принять еще труднее.

Примечания.

1Ин12:19.

2Мф21:12-13; Мк11:15-17; Лк19:45-46; см. гл.6,прим.6; о запрещении проносить что-либо через территорию Храма см.: Флавий И. Против Апиона, II,7; Мишна, Берахот, VII, 19; IX,8,5.

3Мф21:23-27, Мф21:32; Мк11:27-33; Лк20:1-8.

4Ср.: Ис3:14; Ис5:1 сл.

5Мф21:33-46; Мк12:1-12; Лк20:9-19. Аналогичной притчей, но в форме "символического действия", принятого у пророков (ср., напр., Ис8:1-4; Иер19:1-15; Иез4:4-8), было проклятие бесплодной смоковницы - символа тех, кто не принес "плода покаяния" (Мф21:18 сл.; Мк11:12 сл.; ср. Лк13:6-9).

6Ин12:20-24.

*См. ниже с.

7Флавий И. Арх. XVIII, 3.

8Ин12:27 сл.

9Мф26:4-5; Мк14:1-2. Позднее, как мы увидим, они изменили свое намерение.

10Мф22:15-22; Мк12:13-17; Лк20:20-26.

11"Это привычное толкование, - замечает еп.Кассиан, - успокаивает нашу ленивую мысль, да и нашу христианскую совесть, когда она встречается лицом к лицу с запросами государственной власти, по большей части равнодушной, а то и прямо враждебной Церкви. Мы склонны утешать себя тем, что и кесарь, о котором говорит Господь, был язычник и возглавлял языческое государство... Слово Христово... касается частного вопроса и отвечает на него в общей форме... Но если Господь и признает за вопрошавшими Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некой чуждой силе... Господь проводит различение между Божиим и кесаревым" (еп.Кассиан (Безобразов). Царство кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.10 сл. См. также: Аскольдов С. Христианство и политика. Киев, 1906, с.15 сл.).

12Мф22:23-33; Мк12:18-27; Лк20:27-40.

13Мк12:28-34.

14Ин8:1-11. Этот эпизод отсутствует в самых ранних рукописях IV Евангелия. По-видимому, отрывок заимствован из какого-то древнего утраченного текста. По своему характеру он больше соответствует не обстоятельствам праздника Кущей, к которому он приурочен в поздних манускриптах, а первым дням Страстной недели.

15См.: Флавий И. Арх. XX, 9,1.

16Мф22:41-45; Мк12:35-37; Лк20:41-44.

Мф21:12-22:33