Сын Человеческий

Креститель повторил свое свидетельство и в кругу близких учеников, после чего Андрей и Иоанн стали искать встречи с Иисусом22. Однажды, увидев Его, они робко пошли за Ним, не зная, как начать разговор. Иисус обернулся и спросил:

- Чего вы хотите?

- Равви, где Ты живешь? - спросили они, немного растерявшись.

- Пойдемте и увидите.

Они пришли с Ним в дом, в котором Он остановился, и пробыли с Иисусом весь день. Мы не знаем, о чем беседовали они, но на следующий день Андрей отыскал своего брата Симона и с восторгом заявил: "Мы нашли Мессию..."

Поразительная весть мигом распространилась среди галилеян, которые пришли на Иордан. Некоторые колебались. Уж очень все было непохоже на предсказанное. Один из земляков Андрея, Нафанаил, недоверчиво качал головой: Мессия из Назарета? Но ему ответили просто: "Пойди и посмотри". Нафанаил согласился, и первые же слова Назарянина пронзили его душу. Намек, обнаруживший прозорливость Иисуса, рассеял все сомнения.

- Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! - воскликнул Нафанаил.

- Истинно, истинно говорю вам, - сказал в ответ Иисус, - увидите небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого.

Он не произнес слова "Мессия", однако выражение "Сын Человеческий" было им понятно; оно означало, что новый Учитель - Тот, Кого все давно с нетерпением ждали.

Скорее всего, эти простосердечные люди решили, что найденный ими Царь скрывается лишь до поры до времени, но придет час, и вокруг Него сплотятся смелые люди, силы небесные возведут Его на престол, а они, узнавшие Христа, стяжают славу в мессианском Царстве...

Итак, на Север Иисус пришел уже не один, а в сопровождении приверженцев.

Примечания.

* Т.е. голосом глашатая, вестника.

1 Ис40:3.

2 См.: Кумранский устав, VIII, 12-14.

** См. Иер 31:31-40

3 Книга Тайн, 8-11.

4 Мф3:4; Мк1:6; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию "Иудейской войны" Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См.Числ6:1-21; Суд13.) С названием г.Назарета (евр.Ноцерат) слово "назорей" (назирит) не имеет ничего общего.

5 Флавий И. Иудейская война, II,8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп.Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. - ЖМП, 1958, N 8; Daniegrave;lou J. Jean-Baptiste, tegrave;moin de lAgneau. Paris, 1964, p.42.

6 Мишна, Песахим, VIII,8.

*** Слово "тевила", - по-гречески означает погружение, омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение.