Сын Человеческий

13 Название Бетавара (Вифавара, ср. Суд7:24) означает "Место переправы", а Бетания (Вифания), как этот поселок назван в древнейших рукописях Ин, означает "Место корабля" (или лодки) - Ин1:28. Не смешивать с Вифанией (Бетани), которая находилась около Иерусалима: название ее, по-видимому, означает "Дом бедняка".

14 См.: Ин18:15. Очевидно, Креститель выделял Андрея и Иоанна из числа своих учеников; см.: Ин1:38.

15 См.: Втор18:15. Об этом пункте иудейской эсхатологии см.: Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории. М., 1906, с.282-284.

16 Флавий И. Арх. XVIII,5,2.

17 Ин1:19сл.; Лк3:16-17; Мф3:11-12.

18 Мф8:14-15. Согласно Лк, мать Иоанна была родственницей Девы Марии, из чего можно было бы предположить, что Предтеча знал Христа с детства. Но этому противоречат слова пророка: "я не знал Его" (Ин1:31). По-видимому, родители Иоанна умерли рано и, возмужав в пустыне, он не был знаком с Сыном Марии. Во всяком случае, слова "я не знал его" показывают, что пророк, если даже и слышал об Иисусе, в Его мессианскую тайну посвящен не был.

19 Ин1:32-34.

20 Мк1:12-13; Лк4:1-13; ср. Мф4:1-11.

21 Ин1:29 сл. Из общего контекста Ин явствует, что это свидетельство Предтечи было произнесено перед уходом Иисуса в Галилею и, следовательно, уже после пребывания Его в пустыне. Фактически IV Евангелие начинает рассказ с событий, происходивших после крещения Христова и Его искушения от дьявола.

22 Ин1:35 сл.

Лк3:1-28

Мк1:1-11

Мф3:1-17

Ин1:6-51