Сын Человеческий

7См.гл.7, прим.10.

8Лк13:31-33. Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, - апокалиптический символ срока испытаний. Ср.Дан7:25, где сказано о трех этапах этого срока.

9Мф8:19-20; Лк9:57-58.

10Ин7:1-10.

11Лк13:6-9.

12Лк9:51-56. Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова "Вы не знаете, какого вы духа" и далее - отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса.

13Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин7-8. Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге-Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., Ин8:42-55).

14О символике праздника Кущей см.: Мишна, Сукка IV,9; Троицкий И. Библейская археология. СПб., 1913, с.457 сл.

15Выражение "Я есмь" (по-еврейски "ани-ху") встречается в Ветхом Завете как эквивалент слова "Сущий" (напр., Ис48:12; Ис43:10). О том, что имя Ани-ху произносилось во время богослужения праздника Кущей, говорит рабби Иегуда бен-Элай (II в.). (см.: Dodd Ch. The Interpretation of the Fourth Gospel, p.94-95). В Ин Иисус много раз относит это слово к Себе (Ин6:35; Ин8:12; 10:7; 10:9; 10:11; 10:14; 11:25; 14:6; 15:1,15:5). Однако подобные выражения есть и у синоптиков. (cм.: Brown R. The Gospel According to John, v.Ш, p.533ff).

16Ин9:1-41.

17Ин10:11 сл.

**См. выше с.

18Ин10:22 сл.

19Лк13:34-35.