Современная культура: сатанизм или богоискательство

- Я думаю, мнение, что Православие должно быть отгорожено от общества и от современной жизни - это наследие коммунистических времен. Православные долгое время находились в вынужденной изоляции. Церковь была гонима: верующего педагога выгоняли с работы, военного могли отправить в отставку, в области государственного управления чиновник не мог быть верующим. Люди должны были тайно исповедовать свою веру, скрывать ее. Сейчас времена и условия изменились, тем не менее, эта психология изоляционизма остается: это мы, а это мир; они - враги. Отсюда возникает образ мыслей гонимых людей: нас загнали в гетто - ну и хорошо, мы в этом гетто построим баррикаду и вас сюда не пустим. Сейчас страна постепенно становится христианской: люди обращаются к Церкви, относятся к ней с уважением, прислушиваются. В обществе к вере другое отношение, и поэтому Церковь должна пользоваться этим, чтобы говорить слово проповеди везде, где только можно.

Еще в начале восьмидесятых годов считалось, что слушать радио, смотреть телевизор - грех. А сейчас по радио и телевизору идут православные передачи, священники говорят проповеди. Я думаю, что есть много людей, которые, послушав радиопередачи "Радонежа", стали прихожанами православных храмов. Я знаю таких, кто, увидев по телевизору православный документальный фильм или выступление священника, стали о многом задумываться. Сейчас другие времена, и нужно реально смотреть на вещи.

Например, на Святом Афоне, при всей строгости тамошнего монашеского устава, хорошо понимают разницу между монахами и детьми, которые учатся в Афонской школе для мальчиков - Афониаде. Приведем любопытную цитату из статьи о ней:

"В пятницу уроки заканчиваются раньше, и вечером, как и утром следующего дня, оживает футбольное поле школы. Кроме спортивных игр позволительным отдыхом считается просмотр благочестивых видеофильмов о святых местах и природе, а также чистых, добрых и веселых художественных фильмов. В свободное время в мастерских школы проводятся факультативные занятия по художественной фотографии, пирографии и халкографии, а в конце учебного года - выставки изделий учеников. С субботы до воскресного вечера учащиеся разъезжаются по монастырям, к которым приписаны. Автобус школы отвозит их к афонскому причалу Дафни, куда прибывают за ними машины и катера из монастырей. В обителях ребята не остаются в праздности, но несут посильные послушания по храму, на клиросе, в трапезной.

В течение года для каждого учащегося выделяется месяц для путешествия по Афону. Если же такого паломничества организовать не удалось, этот месяц прибавляется к каникулам. За счет лицея, по его окончании, выпускнику предоставляется паломническая поездка по Греции, Израилю или России" ****.

Между прочим, духовником школы является почитаемый во всей Греции ученик в Бозе почившего всемирно известного афонского старца Паисия (1994 г.) схимонах Паисий.

- Огромным толчком к православной вере для меня был сюжет о св. блж. Ксении в телепередаче В. Молчанова "До и после полуночи". Я не знаю, насколько сюжет был глубоким с точки зрения церковного человека, но тогда он произвел на меня неизгладимое впечатление. Другой замечательной передачей был "Взгляд". Для ищущей молодежи в этих телепрограммах было много полезного. Сейчас над Горбачевым как над политиком смеются, но я не постыжусь сказать, что наше поколение (кому в 1985 было 13-15) в определенной степени - дети перестройки. "Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Вера от слышания", - говорит Священное Писание (Рим. 10; 14, 17). Когда мы получили доступ к слову, поняли, кто такой Ленин, услышали рок-музыку, встретились со священниками, - тогда мы стали верующими. До прекращения гонений на Церковь что-то здравое о Боге где-либо, кроме храма, услышать было трудно, а в нашем областном центре был один храм, и кто-то еще должен был научить ходить туда...

Но как избежать увлечения телевизором? Мне кажется, он опасен тем, что представляет собой более легкое времяпровождение и интересные передачи "затягивают"?

- Никогда телепередачи не затянут человека духовно здравого. Ему просто станет скучно. При всех положительных сторонах, телевидение и вообще светская культура - душевны. Они не в состоянии насытить человека, и никогда не смогут заменить подлинно духовного. Человек, имеющий опыт духовной жизни, никогда не перепутает одно с другим. У такого человека все в иерархии ценностей занимает определенное место. Первостепенно для него духовное, душевное же - на втором месте. Он предпочитает духовное, а когда устает, не отрекается и от душевных занятий. Грех не в самом по себе смотрении телевизора, а в излишнем увлечении, связанном с потерей времени, в ущерб духовному; как грех чревоугодия состоит не в употреблении пищи, созданной Богом, а в пресыщении.

- Батюшка, а как следует христианину относиться к художественной литературе? Должен ли мирянин отказываться от чтения произведений светских писателей и поэтов?

- Вообще литература началась в монастырях, началась с летописей, в частности, с преподобного Нестора Летописца. Целые века центрами не только культуры, но и науки были монастыри, до тех пор, пока их не привели в упадок Петр I и Екатерина II. Древняя русская литература - это почти исключительно духовные книги: жития, в том числе переводные, истории святых обителей, слова и поучения русских святых, и даже монашеские уставы наших преподобных, а также исторические произведения. Уже потом появилась художественная литература, в которой сначала также преобладало духовное содержание. Постепенно светская литература отделилась от духовной, но во все времена были авторы, которые писали с православных позиций.

Русская литература в основе своей православна. Большинство русских классиков, например А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, И. С. Бунин, С. Есенин, А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Волошин, Б. Зайцев, И. С. Шмелев, А. Солженицын и многие другие - всех перечислить невозможно - считали и открыто называли себя православными. И все, сколько-нибудь значительные русские писатели, если не всегда были людьми глубоко церковными, то, по крайней мере, с большим уважением относились к православной вере, воспринимали христианство, как корень и основу национальной культуры. Даже произведения И. С. Тургенева, хотя он называл себя вольнодумцем, проникнуты поиском Бога и изображают прекрасных православных людей. Есть духовные вещи и в произведениях А. П. Чехова. Никто из русских классиков атеистом не был. А богохульные советские писатели уже стали забываться. Маяковский, который призывал "пулями по храму тенькать", мне кажется, будет забыт, также и Горький, Фадеев, и бесчисленные соцреалистические бездарности - все хулители Бога забудутся; таков закон жизни. А люди, прославляющие Бога своей жизнью, словом, трудами, забыты не будут.

В целом читать художественную литературу никто никогда не считал грехом, но, конечно, смотря какие книги читать. Есть дешевые, бессмысленные, развратные романы - ясно, что они недушеполезны. А классическая литература, как я уже упомянул, особенно русская, может быть даже назидательна. Кроме того, талантливая проза и стихи - это красиво, это имеет эстетическое воздействие на душу, а, значит, делает ее чище и одухотвореннее. В чтении серьезных исторических, философских книг, которые заставляют человека задумываться о каких-либо жизненных явлениях, я думаю, нет ничего греховного.

То же можно сказать и об изобразительном искусстве. Когда мне было лет шестнадцать-семнадцать, я ходил на выставку абстрактного искусства в Москве, на Малой Грузинской. Там стояли длинные очереди. Абстрактное искусство, как и рок-музыка, не стеснялось говорить правду о современной жизни, звало к поискам истины. Оно преследовалось, было гонимо. Выставка на Малой Грузинской была полуподпольной. Некоторые картины там меня поразили, потому что они были действительно религиозными, например, "Яблочный Спас". У одного художника на всех полотнах присутствовали Ангелы. Такие прекрасные, светлые картины. А недавно в одном из номеров журнала "Русский дом" я прочитал, что двое из художников, выставлявшихся на Малой Грузинской, стали священниками. Один из них подвизается где-то в глуши, в Ярославской епархии.