Современная культура: сатанизм или богоискательство

Я очень благодарен этим людям за их искусство. Тогда для меня, 16-17-летнего юноши, это было что-то новое, это был еще один шаг к Богу. Верующим я тогда себя назвать не мог. Но я был человеком ищущим, и в то время, когда все молчали, еще одно слово о Боге с картины меня подвигло к дальнейшим поискам. Это был еще один внутренний шаг, причем достаточно сильный, большой. Я должен молиться за них, как за людей, которые помогли мне познать Бога.

- Можно ли ходить в театр и кино?

- Исторически Церковь неодобрительно относилась к театрам. Но при этом нужно заметить, что театр древний, который много обличал свт. Иоанн Златоуст, - это достаточно развратное зрелище. Театр же классический более позднего времени имеет уже другой настрой. Например, святитель Димитрий Ростовский писал Рождественские пьесы, - это тоже театр. Но я думаю, что православному человеку не всегда стоит идти в театр по той причине, что это определенная среда, определенная обстановка. Нужно рассуждать, что именно там смотреть и слушать. Вполне можно пойти с детьми в зоопарк, музей, театр животных, дельфинарий. А в обычный театр я, наверно, не всем посоветую идти: есть большая разница между телевидением и театром. Одно дело - включить телевизор у себя дома и смотреть хороший фильм, а другое дело - находиться в театре. Некоторые телевизионные передачи можно рассматривать как чтение художественной литературы. Посмотрел, отдохнул, выключил - все равно, что закрыл книгу.

- Если профессия человека - хореография, должен ли он оставить ее, став христианином?

- Опять же нужно подходить к этому вопросу так: что рождают танцы в душе человеке. Я не очень знаю, что такое современные танцы, я давно их не видел. Народные танцы - интересное искусство, и как-то не поворачивается язык все народные танцы назвать греховными. Мне кажется, ими допустимо заниматься, хотя и здесь надо рассуждать, потому что и народные танцы не все целомудренны. Некоторые танцы носят элемент разврата, включают непристойные движения. Взять, например, балет - бегают по сцене полуобнаженные люди, демонстрируют формы своего тела. Я думаю, заниматься балетом и смотреть его православному человеку не стоит. Но есть красивые, целомудренные танцы - ими заниматься допустимо, потому что это тоже некоторое явление культуры. В Священном Писании приводится пример, когда на святого пророка Давида сошла благодать, и он начал плясать перед ковчегом Завета, выражать этим свою радость, благодарение Богу. "Давид скакаше, играя", - поется в пасхальном каноне.

В одной из книг о святом праведном Иоанне Кронштадтском приводится такой удивительный случай. Он был приглашен отслужить молебен в каком-то собрании молодежи, и когда пастырь пришел туда, юноши и девушки танцевали. Увидев священника, они смутились и перестали танцевать, но он сказал им: "Что вы, продолжайте веселиться, если бы я был не в рясе, я бы тоже с вами потанцевал". Неловкость сразу исчезла. Вряд ли, конечно, святой Кронштадтский пастырь когда-либо танцевал, но он сказал так, чтобы никто не смущался, и тем создал искреннюю и доверительную обстановку.

Многие люди искусства - художники, писатели, артисты, музыканты - ходят в храмы, и порой они чувствуют себя некими изгоями, потому что есть мнение, что культура, искусство, особенно театр и кино - это плохо; искусство - это нечто искусственное. Я с этим не согласен. Среди прихожан нашего храма есть народный артист России Николай Пастухов, ему сейчас за 70 лет. Однажды он мне пожаловался, что у него уже и с сердцем плохо, и нервы стали сдавать. "Профессия, - говорит, - такая: нужно в образ вживаться, а это в свое время отражается на здоровье". Я неосторожно сказал: "Николай, Вы уже в годах, наверно, пора Вам на пенсию уходить". Он на меня сильно обиделся, я понял, что был неправ, и потом мы помирились. Он говорил мне, как он любит свою профессию, что значит для него кино, которому посвятил себя с юности. Роли, которые он играет, - это преп. Серафим Саровский, преп. Паисий Величковский. Человек по-своему проповедует Христа. Нельзя резать по живому и огульно ругать всю культуру. Культура есть. Она была, есть и будет, как и наука, и техника. Кстати, Н. Пастухов прошел всю войну. Один раз его чуть было не расстреляли за то, что носил крестик, но он, несмотря ни на что, отказался снять крест.

И до революции многие известные артисты были глубоко верующими людьми, посещали старцев того времени, общались с архиереями. Например, Михаил Чехов неоднократно бывал у преп. Нектария Оптинского, и старец ничего отрицательного не говорил о театральном искусстве.

Есть такое произведение святителя Игнатия Ставропольского, не вошедшее в собрание его творений: "Христианский пастырь и христианин-художник" ("Богословские труды" № 32, М., 1996). Оно построено в форме диалога и передает реально состоявшийся разговор между святителем и русским композитором Глинкой, с которым они были дружны и который помогал устроить хорошее пение в Сергиевой пустыни. Вот как говорит "художник" о том, что искусство в действительности было для него поиском: "Душа моя с детства объята любовью к изящному. Я чувствовал, как она воспевала какую-то дивную песнь Кому-то великому, чему-то высокому, воспевала неопределенно для меня самого. Я предался изучению художеств, посвятил им всю жизнь мою. Как видишь, я уже достиг зрелых лет, но не достиг своей цели. Это высокое, пред которым благоговело мое сердце, Кого оно воспевало, еще вдали от меня. Сердце мое продолжает видеть его, как бы за прозрачным облаком или прозрачною завесою, продолжает таинственно, таинственно для самого меня, воспевать Его: я начинаю понимать, что тогда только удовлетворится мое сердце, когда его предметом соделается Бог".

Таким образом, искусство является одной из форм поиска человеком Бога. При определенных условиях, душевное в искусстве переходит в духовное.

- Как нужно относиться к искусству, чтобы увлечение им не стало чрезмерным?

- Искусство, как и все остальное, не должно стать идолом. Мы начали разговор с того, что в человеке есть тело, душа и дух. Культура - это явление душевное. Ее нельзя называть духовностью и придавать ей значение духовности. Культуру можно одухотворить, и постепенно она может возводить человека от душевного к духовному. Но нужно, чтобы все было в каких-то рамках. С утра до вечера смотреть художественные фильмы или плясать и петь, или слушать музыку - нельзя. В качестве отдыха допустимо посмотреть художественный фильм, но не более того. И когда человек отдохнул, воспрянул силой для занятий духовных, для помощи ближним, я думаю, что он должен идти и делать свое Божие дело.

- Может ли православный человек поехать отдыхать на море?

- Думаю, что ничего греховного в этом нет. Конечно, смотря с кем ехать и как там проводить время. Некоторые храмы в Крыму принимают паломников, можно жить на территории храма, общаться с православными людьми, ходить на службы. А можно в праздности проводить время, ходить по каким-то злачным местам, ресторанам, казино - конечно, это грех. А купаться в море, гулять в тропическом лесу, подниматься в горы - ничего греховного в этом нет, наоборот, полезно для здоровья. Можно снять комнату или дом на берегу моря. Для некоторых людей морской воздух, природа юга - это потребность, они просто необходимы для укрепления сил.