Современная культура: сатанизм или богоискательство

ГРЕХ ЛИ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ?

Сегодня слушает он джаз, а завтра - Родину продаст.

(Советская агитка 60-х годов)

Как православный человек должен относиться к музыке, в частности современной?

- Прежде всего, должно сказать, что Ветхий Завет называет человека, который изобрел музыкальные инструменты: имя брату Иовила - Иувал. Он сделал свирель и гусли (Быт. 4; 21). С тех пор люди начали выражать свои чувства с помощью звуков. Нигде не порицается это изобретение и, мало того, в ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты использовались: псалтирь, гусли, органы (свирели), трубы, кимвалы, тимпаны. Тимпаны, кстати, - это барабаны, ударные установки. Очевидно, сама по себе музыка - не грех.

Вспомним также такой пример из Ветхого Завета: когда по попущению Божию царя Саула мучил злой дух, будущий царь и пророк Давид играл на гуслях, и ему становилось лучше - злой дух отступал от него (I Цар. 16; 15-16, 23). Конечно, здесь действовала не столько гармония звуков, сколько

святость пророка, но интересно, что в данном случае благодать Божия действовала через музыку.

Что ныне называется классической музыкой? Эта музыка возникла в средние века. Не всегда это были сюиты, которые писались для придворных празднеств, по заказу Царей, князей и именитых людей. Была и народная музыка, которую исполняли менестрели, и она тоже дошла до нашего времени. Теперь классической музыкой называется то, что пережило века, что не уничтожилось временем. Лучшие произведения, которые действительно касались души, которые пробуждали в человеке прекрасные переживания. И как симфоническая музыка, так и произведения менестрелей, написанные для одного инструмента, чисто народная музыка. Они дошли до нашего времени и называются теперь классической музыкой. На них ориентируются, на них обращают внимание. И лучшее из того, что сейчас называют народной музыкой, когда-то, несомненно, станет классической. Времена идут, появились новые инструменты, в частности электронные: электрогитара, электроорган, и другие. Вот Вы как думаете, на гитаре играть - это грех или нет?

- Я думаю, что грех - увлекаться, грех, если игра на гитаре препятствует молитве. Вообще, чем-либо увлекаться в ущерб молитве или богоугождению - вот это грех. А в принципе перебирать струны, подбирать мелодии, я думаю, что это не грех.

- А на электрогитаре - грех играть или не грех?

- Наверное, тоже не грех. Какая разница?

- Вы очень точно подметили такой важный признак: то, что от молитвы не отвлекает, - это, в общем-то, не грех. Любой грех сразу же отражается на молитве человека. Любое наше увлечение, любое уклонение от Божиих путей проявляется в том, что молитва начинает рассеиваться мыслями, заботами, переживаниями об этих вещах, впечатлениями, которые мы получили. Если задета какая-либо страсть, греховные помыслы вошли в нашу душу - это сразу же начнет мешать молитве. Поэтому, если мы послушали страстную музыку, увидели страстное произведение искусства или страстный кинофильм, - это на молитве у нас всплывет. Если же мы можем, поиграв на гитаре, стать на молитву и молиться, и у нас ничего в голове не играет, думаю, что это не грех.

У старца Макария Оптинского была скрипочка, и он, уже даже будучи монахом, иногда на ней играл. Иногда у монахов в кельях мне приходилось видеть клавишные инструменты. Был такой старец Амвросий Балабановский, подвижник XX века, ученик оптинских старцев, он играл на фисгармонии. Клавишные инструменты, пианино используют все хоры, в том числе церковные. Как Вы думаете, на органе играть - грех?

- Думаю, что нет.