Современная культура: сатанизм или богоискательство

Приведу здесь цитату из статьи одного священника: "Молодость ищет свой путь, ищет то, что мир ей предложить не может. Пути ее разные, порой, необычные до крайности. Из этих путей складывается особая молодежная культура, в которую входит и рок-музыка, и литература, и особая живопись, и прикладное искусство, понятные только молодым. Да, в этом есть и много пустого, даже глупого, но есть и глубокие, серьезные вещи, и нельзя отрицать все, что делает молодежь, и говорить, что рок - это плохо, авангард - это плохо. Разве в произведениях мировой музыки, живописи и литературы все хорошо и настоящие произведения искусства не есть ли редкие жемчужины?

Принято считать, будто бы христианство отрицает все в молодежной культуре. Но ведь Святые Отцы говорят, что высшая добродетель - это рассуждение, которое и дано, чтобы понять, что хорошо и что плохо. Блаженны те, чья молодость прошла в храме, для кого не нужен был долгий извилистый путь к вечной красоте, вечной Истине, вечной Любви, Которая и есть Бог. Они нашли Великий смысл, за них мы спокойны, с ними Бог. Наше слово к тем, кто ищет, кто плутает во тьме, изредка выходя на свет и радуясь этой встрече. Пусть в их жизни поскорее воссияет звезда, которая поведет их дорогой в Дивный сад" (иерей Андрей Приовражный, настоятель храма).

- Наверное, рок-музыка вызывает наибольшее количество нападок в православной среде. Причем многие люди старшего поколения не делают никакого различия между разными направлениями современной музыки, и нас вряд ли сейчас поймут те, кто считает молодежной рок-культурой творчество Филиппа Киркорова или ансамбля "Стрелки", или те, кто понимает под роком исключительно крайне тяжелую, грохочущую музыку с примитивным текстом. А между тем, для нескольких поколений русских людей рок-музыка стала символом свободной, независимой от советской идеологии и потому искренней культуры. Возникло даже понимание термина "рок-культура" - любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство. Для кого-то таковым было творчество Высоцкого, Галича, диссидентов, а для кого-то - музыка "Битлз" и отечественных групп. Другие виды свободного от идеологии искусства, например, самиздат, были менее доступны, так же как какие-либо знания о Боге. Рок-музыка, как ничто другое, помогала понять ложь, лицемерие и абсурдность советского строя, поэтому она была веянием духовной свободы. Что касается русского рока - это вообще было главным его содержанием. Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства. Сейчас всю рок-музыку в принципе обвиняют во всех грехах, тогда как она очень разнообразна (например, Александр Башлачев с акустической гитарой без сопровождения).

- Да, причем, появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам - подтасовкам и клевете.

Неприятие рок-музыки так называемыми "христианскими" западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений, который на еретическом западе особенно остро себя проявляет. Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области, а в конечном итоге - не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение. Протест молодежи выражается в бунте против духовных идеалов старших поколений, которые по сути своей еретические. Это неприятие находит наибольшее выражение в рок-музыке, которую иногда называют музыкой бунта.

В свою очередь старшее поколение не понимает стремлений молодежи и не принимает форм молодежной культуры. Конечно, порой в своей экстравагантности эти формы доходят до крайностей, но, с другой стороны, нельзя огульно перечеркивать их все, называя рок-культуру разрушительной, пустой, бездуховной, сатанистской.

Когда читаешь брошюрки современных церковных авторов, создается впечатление, что все исполнители рок-композиций только и делают, что воспевают сатану, разврат и наркотики. На самом деле, если и встречаются хулиганствующие исполнители, то их не так много. А есть прекрасные, глубокие вещи, например, музыка групп "Pink Floyd", "Alan Parsons Projekt", "Yes", виртуозные клавишные шоу Рика Уэйкмана, электронная музыка Майкла Олдфилда. Возьмите альбом "Джаз" группы "Алиса" - исключительно светлая, можно сказать, нежная музыка. Рок-музыка очень разнообразна: от кантри и рок-джаза до хард-рока, Hevy metal и панк-рока. Существует психоделический рок. Я думаю, вполне можно сказать, что такие стили, как арт-рок и прогрессив-рок, построены по канонам классической музыки. Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп - "Skorpions", "Yes", "Deep Purple" - вместе с симфоническими оркестрами. Эти концерты собирают многотысячную и весьма солидную публику. Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской.

Рок-музыканты - вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые. Вот отрывок из интервью легендарного музыканта Рика Уэйкмана, бывшего клавишника группы "Yes", ныне выступающего со своей собственной группой *, во время его концертов в Москве в 2001 году (концерт и интервью демонстрировались на телеканале ТВЦ):

"Корресподнент: Я знаю, что Вам очень нравится Прокофьев и Римский-Корсаков. Думали ли Вы когда- нибудь о том, чтобы сделать свои собственные аранжировки их произведений, подобно тому, как это сделали "Emerson, Lake and Palmer" с "Картинками с выставки" Мусоргского?

Рик Уэйкман: Есть одно конкретное произведение, с которым я хотел бы поработать и сделать свою версию. Это "Тройка". Эта музыка настолько здорово поддается фортепьянным обработкам! Но для меня в этом есть некая опасность. Я действительно очень люблю музыку Прокофьева и Римского-Корсакова, и мне ужасно не хотелось бы сделать с их музыкой что-то такое, из-за чего сочтут, что так поступать с их великими творениями было нельзя. И я, безусловно, отдаю себе отчет в том, что должен быть предельно осторожен. Но к следующему Рождеству непременно хочу сделать "Тройку", потому что это очень Рождественское произведение!

Корресподнент: Рик, Вы уже подумываете о том, чтобы снова приехать в Россию?

Рик Уэйкман: Безусловно. Я здесь уже пятый раз, и лить впервые у меня есть возможность отыграть для публики живой концерт. Поверьте, это то, что я мечтал сделать уже очень давно. В колледже я изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. Они стали моими героями. А независимо от того, чем ты занимаешься, всегда хочется посетить страну, откуда родом твои герои. Хочется вдохнуть их воздух и окунуться в ту атмосферу, которая их вдохновляла. Это не просто слова. Я люблю эту страну. Мне нравятся ее люди, и не только потому, что они дружелюбны. Здесь очень-очень музыкальные люди, которые любят музыку, любят рок, и получают от этого огромное удовольствие".

Очевидно, что это интеллигентный, высоко культурный и одновременно скромный человек, искренне любящий Россию; музыкант-виртуоз и композитор, которого я назвал бы живым классиком.

В целом рок-музыка - это глубокое, серьезное явление, которое неразрывно вошло в культуру, существует, между прочим, уже пятьдесят лет, и хотим мы того или не хотим, будет существовать. Некоторые ее направления действительно, может быть, не без греха, но многочисленная литература, вышедшая на эту тему, грешит необъективностью, предвзятостью и даже клеветой. Искусство-то вообще не безупречно, оно не должно претендовать на духовность, оно все-таки душевно.