Современная культура: сатанизм или богоискательство

Ты будешь звездой у меня на руке."

"ЧайФ"

Пошлость более свойственна другим современным популярным жанрам, имеющим мало общего с классическим роком, но не об этих жанрах сейчас речь. Рок, в отличие от поп-музыки, как раз не есть ширпотреб, не есть бездумная легкая музыка большинства. По крайней мере, некоторые его направления - это, скорее, музыка интеллектуалов и людей ищущих. Нередко встречается и добрый юмор в стиле народных песен.

Вообще, в основе своей рок имеет народную музыку, в частности, негритянские духовные гимны - спиричуэлз, - из нее он вырос и развился. В лучших рок-композициях используются мелодии ирландские, шотландские, негритянские, индейские, греческие, славянские, сербские, русские и т. д. Рок-музыка по сути своей - стилизованная народная музыка, исполняемая на современных инструментах. Это музыка, вышедшая из народных корней и ставшая поистине народной. Одна из причин того, почему она так скоро находит путь к сердцам слушателей - то, что она обращена к жизненным проблемам простого человека.

Много песен антивоенных, так как начинают войны политические деятели, а воевать приходится молодым. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок- музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны. Вообще, достаточно композиций, где насилие осуждается в принципе и проповедуется добро и любовь в христианском понимании. Таких композиций гораздо больше, чем так называемых призывов к насилию. Джон Леннон устраивал целые акции протеста против войн и наркотиков.

В России проходят пацифистские рок-фестивали (например, фестиваль "Fuzz" - "Прощай, оружие!", Санкт- Петербург, 1999 г.), был фестиваль "Рок против наркотиков". Пол Маккартни известен своей благотворительностью. "За последние тридцать лет не было ни одной серьезной благотворительной акции или кампании, в которых он не принял бы участия, начиная с Live Aid - концерта для Кампучии; он жертвовал деньги детским домам и больницам, Королевскому Музыкальному Колледжу и Ливерпульскому Институту Сценического Искусства; даже нам подарил свой альбом Снова в СССР." .

Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и зла, по сути являются сатирой и обличением зла. Например, песни российской группы "Ария": "Ангельская пыль", "Улица красных фонарей" и др. Вполне возможно, что многие мнимооккультные тексты западных групп есть в действительности обличение, а не пропаганда. Чтобы разобраться в этом, необходимо очень хорошее знание языка, различных употребляемых в нем фразиологизмов, непереводимых сочетаний и поэтических фигур.

Часто возникает вопрос: неужели уважаемые критики не могут (или не хотят?) отличить от пропаганды зла социальную сатиру и гротеск (группы "Аукцион" (80-х годов), "Бригада С", "Зоопарк", "ЧайФ")? Или они не сталкивались с творчеством русских символистов и Даниила Хармса? В действительности социальная сатира есть средство привести в покаяние, и средство действенное. Абстрактное искусство есть средство показать абсурдность пошлой жизни, подобно тому, как святые юродивые обличали безумие мира своим мнимым безумием. Сюрреализм российских рок-групп, как правило, вполне прозрачно обличает абсурдность явлений советской и постсоветской действительности. Например, мрачные образы многих песен "Аквариума" 80-х годов - это прекрасное выражение состояния души в той обстановке. Вспомните атмосферу тех лет, когда не было никаких оснований ждать перемен!

Одной из главных тем российских рок-песен всегда было разоблачение коммунистической лжи и бездуховности вообще. Как известно, музыканты группы "Воскресение" подвергались судебным преследованиям под предлогом их предпринимательской деятельности (то есть, получения гонораров за концерты). Очевидно, что истинной причиной было творчество, чуждое советскому "соцреализму" и надеждам на "светлое будущее", и влияние музыкантов на молодежь.

- Вообще, тексты российских рок-групп отличаются серьезностью и глубиной. Это настоящая поэзия.

- Обвинения в пропаганде разврата и насилия выглядят особенно абсурдно, если рассмотреть творчество российской группы "ДДТ". Большинство их песен - это боль о России ("Родина", "Революция"), пацифизм ("Не стреляй"), замечательная лирика ("Что такое осень?"), социальная сатира ("Мальчики-мажоры"). Юрий Шевчук неоднократно выступал с благотворительными концертами перед российскими воинами в Чечне, а в 1999 не побоялся петь под бомбами на центральной площади в Белграде.

Многие из рок-групп очень необычны, самобытны и явно не боятся не угодить широкой публике. В этом кардинальное отличие рок-культуры от слащавой поп-культуры. Лучшие люди искусства, в том числе, рок-музыканты всегда обращаются к теме собственного несовершенства, - а это очень близко Христианству, это может стать началом покаяния.

Возьмите песни Талькова - там есть элементы рока. Это наш национальный русский певец, который пел о Православии; замечательные тексты, а обработка роковая. Достаточно вспомнить его "Россию":

"Листая старую тетрадь Расстрелянного генерала,