Современная культура: сатанизм или богоискательство

Николай Васильевич Гоголь говорил о том, что искусство является ступенькой к религии, ступенькой к познанию Бога. Я могу засвидетельствовать на собственном опыте, что эти слова вполне оправдались на рок-музыке. Для нескольких поколений русской молодежи рок-музыка, как это ни странно звучит, явилась ступенькой к Православию. Во многих песнях звучит богоискательство, и это в свое время помогло мне и моим друзьям найти истину. Например, песни "Аквариума": "Серебро Господа моего", "Орел, Телец и Лев", "Движение в сторону весны". Конечно, для церковного человека рок-культура уже не есть некое откровение о духовных вещах, но она может служить отдыхом, как другие поколения слушают классическую музыку.

- Когда я был юношей семнадцати-восемнадцати лет и начинался мой путь к Богу, я стал задумываться, для чего живу, в чем смысл жизни человека? В безумной советской действительности никто не отвечал на эти вопросы. То, что мы живем для создания "светлого будущего" коммунизма, меня не устраивало. И единственным, что честно говорило со мной на эту тему, была рок-музыка. Особенно песни Андрея Макаревича, где звучали прямые цитаты из Евангелия, которые заставляли задумываться, а затем - взять в руки само Евангелие. Сейчас Андрей прямо называет себя верующим православным человеком. Об этом свидетельствует и его творчество. Вполне явственно звучит его стремление к Богу в песне "Место, где Свет", давшей название последнему альбому "Машины времени".

Одна наша прихожанка пришла к Богу следующим образом. Она прослушала рок-оперу "Иисус Христос - Суперзвезда". Заинтересовалась, прочитала либретто, то есть, текст. После этого захотела прочитать Евангелие. Прочитав Евангелие, стала ходить в храм. Это музыкальное произведение часто представляют как кощунственное. На самом же деле люди, которые его создавали, вовсе не имели намерения издеваться над религией. Они просто по-своему увидели Евангелие. Сделали как бы художественное переложение, по-своему, с точки зрения молодежи, Евангелие интерпретировали. Поэтому в рок-опере отражено большое уважение и любовь к Богу, к Богочеловеку - Христу. Хотя, естественно, по недостатку их понимания, там есть фривольные вещи, и сейчас слушать эту рок-оперу я бы не стал. Однако в России есть люди, которые, благодаря ей, обратились к Православию я встречал таких людей в своей практике священника. Уже поэтому такое произведение нельзя называть сатанизмом или кощунством.

Нельзя требовать от рок-песен о Боге глубин православного богословия, строго церковных выражений. Какие-либо начальные или детские понятия о Боге это еще не есть кощунство! Все зависит от произволения человека: если он не имел намерения сказать что-либо хульное, его нельзя винить. Грань в словесных выражениях бывает очень зыбкой. Многое из того, что человеку, подходящему к делу по букве, может показаться кощунством, на самом деле есть творческий поиск Бога, обращение к Нему на языке поэзии. Художник имеет на это право: он создает свои образы, понятные ему и его близким. Он еще не имеет такого благоговения и страха Божия, как человек церковный, но искренне тянется к Богу. Вряд ли его слова прогневают Господа: скорее, Он радуется, как радуется мать, слыша невразумительный лепет зовущего ее младенца. Поэтому обращение к теме веры в творчестве музыкантов и поэтов заслуживает всяческого понимания, а не грубых окриков "нельзя!", едва послышится что-то непривычное.

Обратите внимание, насколько свободно, по-детски непосредственно порой говорится о Боге, Божией Матери и святых в самой церковной поэзии! Ведь и в молитвах к Господу мы обращаемся на "Ты", и это не противоречит благоговению.

В песнях Андрея Макаревича "Место, где Свет" и Бориса Гребенщикова "Серебро Господа моего" использован, например, такой художественный прием, как недосказанность. Господь незримо присутствует в песне, но именно из благоговения поэт не называет Его полностью; поет только о "Серебре Господа", "не знает слова, чтобы сказать о нем", не дерзает "проситься в чертог Лорда (по-английски - Господь)", благоговейно умолкает. А песня "Орел, Телец и Лев", очевидно, о том, что Евангелие, изображенное в ней животными - символами евангелистов, почти против воли автора пришло к нему в дом, и у него, к сожалению, не хватает произволения последовать Евангелию, поэтому он "все пьет, и мучается от жажды", ничем не удовлетворяясь.

Удивительную вещь говорит известный рок-композитор и поэт, автор рок-оперы "Слово и дело" и песен группы "Рок-ателье" Павел Смеян. Он считает, что рок- опера "Иисус Христос - Суперзвезда" не прижилась у нас в русском варианте именно потому, что при исполнении по-русски она начинает неблагоговейно звучать: "В оригинальном варианте присутствует какая-то таинственность, возникает свой собственный ряд образов. А стоит увидеть ее в русскоязычной версии, и все убивается. Оказывается, что у всех действующих лиц панибратские отношения с Богом, чего русский народ совершенно не приемлет. .У нас другая молодежь, другое воспитание и восприятие мира" . Очевидно, что не только сам Павел - глубоко верующий человек, но он свидетельствует, что в целом русская молодежь не приемлет неблагоговейного отношения к Богу. Его собственная опера посвящена страшным временам Ивана Грозного, и один из ее лейтмотивов - "Видение Василия Блаженного".

- Интересно, что впервые молитвы прозвучали на сцене советского театра в первой и очень талантливой отечественной рок-опере "Юнона и Авось", которая чудом вышла в свет в 80-х годах и чудом не была запрещена. Причем создавали ее верующие люди и вполне сознательно вкладывали в нее большой социальный заряд. Перед спектаклем режиссер Марк Захаров и автор текста поэт Андрей Вознесенский пошли в храм, освятили три иконы и поставили их на гримировальные столики трех главных героев. Так что едва ли не впервые после революции Православие открыто стало присутствовать в российском искусстве именно в рок- опере. Один мой знакомый начал читать Библию потому, что цитаты из Священного Писания использовались в текстах его любимой рок-группы.

- Поколение русских рок-музыкантов, которое начинало, когда я еще был молодым, сейчас почти все - верующие православные люди; они открыто говорят, что их музыка являлась поиском Бога, и они нашли Его. Например, создатель группы "Ария" Андрей Большаков (сейчас он не играет) - церковный православный человек. Лидер группы "Парк Горького" (старого состава) Алексей Белов - сейчас псаломщик в одном из московских православных храмов, а руководитель группы "Поющие гитары" - регент в одном из храмов.

Еще в одном храме недалеко от нас пономарит известный рок-музыкант Константин Кинчев, лидер группы "Алиса". В его песнях и раньше звучал поиск Бога, хотя православного человека при поверхностном взгляде стиль его группы мог бы отпугнуть. Мне известна история обращения Константина к Богу, о чем мне подробно рассказывал его крестный - псаломщик одного из приходов, где я служил (сейчас он уже священник).

Константин всегда был ищущим человеком. Однажды они с группой гастролировали в Израиле. Играли больше ради искусства и, естественно, в результате остались совершенно нищими. Но, конечно, побывать в Израиле, на Святой Земле и не пойти ко Гробу Господню, наверное, ни один человек себе не позволит, тем более, человек русский. Они пошли всей группой ко Гробу Господню. И как Костя потом рассказывал, с ним там что-то произошло: он сердцем - ни умом, ни сознанием, а именно сердцем - понял, что Господь есть. Осознал, что Христос - не просто какая-то красивая легенда, сказка, что Он существует; и это коснулось его именно на Гробе

Господнем. Конечно же, возникла буря помыслов: как же теперь жить - нужно бросать музыку, бросать все, и тот образ жизни, который он вел. А как же жена, дети? Чем их кормить? В таком смятении он выходит из храма, и вдруг обо что-то спотыкается. Из песка вываливается бумажка в 20 шекелей. Это приличная сумма в Израиле. Я, - говорит Константин, - понял, что Господь поможет, во всем поможет. Они пошли и пообедали на эти деньги, а то у них и поесть было не на что.

Константин был крещен на московском подворье Оптиной пустыни одним из оптинских иеромонахов. Постепенно стал церковным человеком, и его музыка стала более глубокой. Один из последних его альбомов "Солнцеворот" - это хард-рок, в котором звучат чисто национальные, русские мотивы и в музыке, и в текстах. Он не очень приемлется современной музыкальной критикой. Некоторые прежние поклонники "Алисы" не понимают: "Почему Костя поет "мы - православные", мы-то далеко не все православные". А Константин так поет, потому что осознает себя православным, одним из наследников прекрасной культуры великого народа. И это не сценический имидж - Костя человек честный и очень искренний, настоящий русский поэт. Еще более глубок его альбом "Дурень".

Несколько лет назад город Кашин Тверской области отмечал свой юбилей. Мой друг священник о. Дмитрий, который там служил, был членом комитета по подготовке празднества. Он пригласил Константина с его группой выступить - они старые друзья. Администрация согласилась предоставить зал. Музыканты как раз исполняли композиции из своего будущего альбома "Солнцеворот". Потом был праздничный банкет и о. Дмитрий, и Константин были приглашены. Подходит официант - Костю все знали: "Костя, что Вы будете кушать?" - а шел Петровский пост. Костя говорит: "Батюшка, Вы благословите в честь праздника рыбку?" - "Да, конечно, сегодня праздник, и по уставу рыбу можно". Константин говорит: "Ну, вот, пожалуйста, что-нибудь постненькое, можно с рыбкой". Официант раскрыл рот: "Костя, Вы поститесь?.." - "Да, я православный человек, пощусь, хожу в храм, причащаюсь".