Современная медицина и православие

Современная медицина и православие

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

Благословение

Книга "Современная медицина и Православие" первая попытка восстановления христианских нравственных начал врачевания, располагающего сегодня богатейшим арсеналом средств, которые могут быть использованы как во благо, так и во зло человеку. Определяющим основанием выбора и применения этих средств остается возможность и необходимость для каждого человека - будь он врач или пациент исполнять заповеди Христовы в каждом положении и по мере своих духовных сил, умножая тем самым вклад в общее дело исцеления общественной нравственности. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Предисловие

Моему сыну Кириллу и его друзьям - студентам Российского государственного медицинского университета, посвящается. В 1992 году российская общественность ознакомилась с книгой "Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали". Это издание было осуществлено при содействии Европейского Секретариата Совета Европы по научным изданиям. В предисловии к книге, подписанным Генеральным секретарем Совета Европы Катрин Лалюмьер 11 октября 1990 года, разъясняется, что "со дня своего создания в 1949 году Совет Европы осуществляет поставленную перед ним задачу по созданию все более тесного союза европейских государств, основанного на уважении общечеловеческих ценностей, демократии и прав человека". Вряд ли кто сможет оспорить благородство поставленной задачи, и поэтому отсутствие православной позиции по социально-этическим проблемам современной медицины в данном издании, мы объясняем прежде всего организационными причинами: в 1992 году России и ряд других стран Центральной и Восточной Европы не входили в Совет Европы. Тем не менее, озабоченность европейского сообщества проблемами, связанными с перспективами развития новых медицинских технологий, разделяет и российское общество. Книга "Современная медицина и Православие", предлагаемая вниманию читателей, является первой попыткой заполнить информационный "пробел", допущенный в издании Совета Европы, и рассмотреть этические проблемы современной медицинской науки и практики с позиции православной нравственной антропологии. Не только автор книги, но многие соотечественники понимали своевременность подобного издания, которое смогло состояться только благодаря их поддержке и участию. Прежде всего, хотелось бы высказать благодарность священнослужителям Русской Православной Церкви, с благословения которых книга станет доступной для православной российской общественности - архиепископу Истринскому Арсению, викарию Московской епархии, игумену Лонгину, настоятелю Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Неизменно теплым вниманием к нашей работе мы обязаны игумену Мелхиседеку, настоятелю Московского подворья Оптиной Пустыни. Мы благодарим настоятеля Университетской церкви св. муч. Татианы священника Максима Козлова и руководителя медикопросветительского центра "Жизнь" священника Максима Обухова, о. Хрисанфа, священника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, за полезные советы, столь пригодившееся в работе. Значительной поддержкой при подготовке настоящего издания мы обязаны священнику Владимиру Вигилянскому. Мы хотели бы выразить признательность Российскому гуманитарному научному фонду, поддержавшему исследовательский проект "Биоэтика и православная культура", а также профессору Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доктору медицинских наук А.В. Недоступу, академику РАМН, профессору Российского государственного университета В.А. Таболину, профессору, зам. директора Института Человека РАН Б.Г. Юдину, гл. редактору газеты "Татьянин День" В. Томачинскому за участие в обсуждении работы. Ирина Силуянова,Москва, ноябрь 1997 года

Введение

У любого, даже у непосвященного, человека не могут не вызвать недоумение новые "этические стандарты", сопровождающие практику современной медицины - "дарение органов", "милосердное убийство", "рациональное планирование семьи", "искусственный отбор", "медицинское прогнозирование", "репродуктивные права". У любого же православного человека подобные "стандарты" вызывают не только недоумение, но и вполне естественный протест.

Кроме того, однозначный ответ не снимет, но лишь обострит и вопрос о мере "христианизации мира". Христианский мыслитель Г.Л. Федотов писал: "Лишь на фоне природы и на фоне греха, образующих общую ткань социальной жизни, выступает вполне значение подвига святости и значение того молекулярного процесса освящения и христианизации мира, который является делом Церкви в веках [1]). Является ли "делом Церкви" в конце XX века медицина и все, что происходит с болеющим и страждущим современным человеком? Предание и история свидетельствуют, что медицина никогда не была чужеродным телом для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3, 18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием - один из учеников Христа, Апостол Лука, был врачом. Врачевание - одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана ( 284), мученика Пантелеймона ( 303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов [2]. И если телесные болезни - это следствие греха, то не во имя ли их излечения приходит в мир и Сам Спаситель: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9,12-13). "Исцеляйте больных", - научает Христос своих учеников (Лк. 10, 9). Именно эта принадлежность духовного и телесного врачевания православной культуре с особой остротой ставит вопрос о новых методах медицинского воздействия, которые не только отличаются от тех, что применялись во времена библейские, но и от тех, которые применялись в медицине вплоть до второй половины века XX. Со второй половины XX века изменения в медицинской теории и практике принимают принципиально новый характер. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Современная медицина получает реальную возможность "давать" жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать "время" смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).