Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Где исполняются в праздники стихиры на стиховне — на клиросе, или среди храма, там, где пелись стихири литии?

Молитвою «Владыко многомилостиве»… лития оканчивается — это есть как бы ея отпуст. А так как лишь о литии сказано, что для совершения ее «исходим в притвор», то по окончании ее, при пении стихирь на стиховне, священнослужители и «лики» переходят в храм, при чем первые останавливаются у стоящего посредине стола, а лики — на клиросе. (Никольский. «Пособие к изучению Устава», 1894 года, стр. 229) (Ц. В-к 1900 г. №37).

О каждении при благословении хлебов

В некоторых церквах диакон, покадив около стола, обращается потом к иконостасу, покадив около стола, обращается потом к иконостасу, кадит св. иконы, икону праздничную, настоятеля и предстоящих. О каждении в сем действе сказано в типике ясно: «диакон кадит окрест стола, и настоятеля токмо, и иереи». А в «Пособии к изучению устава богослужения православн. Церкви» о сем сказано так: «диакон, при пении тропаря, кадит обыкновенно трижды около стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницею, вином и елеем, потом кадит иерея, и наконец снова кадит стол только спереди» (Стр. 229) (Р.д.С.П. 1873 г. т. 1).

При произнесении слов: «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей» на благословении хлебов во время всенощного бдения следует ли благословлять называемых предметы?

Нет, не следует благословлять, а только указывать, при чем, так как хлебы лежат вверху, пшеница — внизу, вино слева, а елей справа, рука иерея сама собою совершит крест (Ц. В-к 1897 г. №28).

Можно ли освящать на всенощном бдении более, чем пять хлебов, и в частности, как правильнее перефразировать в молитве на благословение хлебов слово: «обитель» применительно к церквям приходским и другим?

В монастырях, где совершался полный чин всенощного бдения, предстоящие получали «по единому укруху, в поллитры хлеба и по единой чаше вина всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (уст. церк. гл. П). —

А для этого каждый священник пусть благословляет хлебов и вина, сколько угодно, или вернее сказать, сколько нужно, по его усмотрению и расчету. Чтобы всем стало.

Этому не противоречит ни устав, ни существующий обычай освящать только пять хлебов (…благослови хлебы сия, а не 5). Вместо «во святей обители» в приходских храмах следует читать: «во граде сем, или в веси сей»..; а в домовых церквах, каковы, наприм., церкви учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестным доме сем» (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).

Можно ли благословенные хлебы, по раздроблении их и раздаче молящимся на бдении, тотчас же есть?

Хотя это не противоречит указанию устава однако, не следует забывать, что в настоящее время не существует главного побуждения к немедленному употреблению благословенного хлеба — чрезмерной продолжительности богослужения, заставлявшей думать о подкреплении сил как служащих, так и молящихся. Кроме того, в некоторые богослужебные периоды совсем не бывает раздробления или хлеболомления «за краткость нощи» (Тип. гл. 8 и послед. недели жен мироносиц). Ясное дело, что в эти периоды и иерею не следует употреблять хлебы на бдении же, а согласно указанию устава съесть их дома «честно на трапезе прежде общих брашен» (Ц. В-к 1894 г., №12).

Куда употреблять елей, освященный за всенощным бдением и оставшийся от помазанию молящихся?

Хотя и указывается, что его можно «в брашнах снести», но само собою разумеется, что это является невозможным по современным качествам елея. Поэтому его можно или сжечь в запрестольной лампаде или раздать болящим для благоговейного употребления (Ц. В-к 1897 г. №28).