Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Это — последняя почесть, воздаваемая на земле служителю Церкви. Это же и свидетельство того, что персть земная возвратилась в родную ей землю, в которой она мирно будет почивать до второго пришествия Христова (Рук. д. с. п. 1893, №12).

Какой порядок погребения священников в дни св. Пасхи?

Известно, что чин священнического погребения в дни св. Пасхи был составлен митр. Московским Филаретом, применительно к помещенному в Требнике «Указу о провождении усопших на святую Пасху, и во всю Светлую неделю», по случаю отпевания тела архиеп. Подольского Кирилла в понедельник Светлой седмицы (31 марта 1841 г.). Порядок погребения такой: 1) Пред выносом бывает начало пасхальное со стихи; потом: «Со духи праведных»; ектения — «Помилуй нас, Боже», и по возгласе «Яко Ты еси Воскресение» пасхальный отпуст; после отпуста возглашается; «Во блаженном успении», и поется «Вечная память». 2) Начинается сопровождение при пении «Христос воскресе из мертвых» во весь путь. 3) Отпевание после литургии. Начало отпевания пасхальное со стихи, с крестом, свечею и кадилом. Первая ектения заупокойная, в начале панихиды положенная: «Миром Господу помолимся». Молитва — тайно и возглас «Яко ты еси Воскресение». Диаконы начинают петь антифоны, три стиха, гл. 6: «На небо очи мои возвожу». За сим отпевание идет обычным порядком неизменно до прочтения последнего евангелия, за которым поется канон Пасхи «Воскресения день». По 3 песне ектения заупокойная: «Паки и паки», возглас, и поется: «Предварившия утро». По 6 песни ектения заупокойная, возглас, и духовенство поет: «Со святыми упокой». Потом певцами поется: «Елицы во Христа креститеся». Читается апостол дню и евангелие воскресное (тоже дневное)[6]). «Господу помолимся», и молитва разрешительная. Потом духовенство поет: «Воскресение Христово видевше» единожды; «Воскрес Иисус от гроба» единожды. Поется 7 и 8 песни канона. По 9 песне ектения заупокойная: «Паки и паки» и возглас. Поется духовенством: «Плотию уснув» дважды, и затем певцы поют: «Благословен еси, Господи», «Ангельский собор удивися». Потом стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и целование покойному, во время коего продолжается пение «Христос воскресе». По окончании целования ектения: «Помилуй нас, Боже» (заупокойная), молитва «Боже духов» вслух и возглас. Диакон — «Премудрость», певцы — «Христос воскресе» трижды и отпуст пасхальный, и после: «Во блаженном успении» и «Вечная память». Сопровождается гроб до могилы с пением «Христос воскресе из мертвых». У могилы лития, и после «Вечной памяти» певцы поют три стиха: «Земле, зинувши, приими от Тебе созданного»; «Якоже рекл еси, Господи, Марфе», и «Духовнии мои братие и спостницы». По возвращении в церковь лития и отпуст (Устав м. Филарета напечатан в Чт. в Общ. любит. д. просв. 1869 г., кн. 7, с. 93–96. Приведен он и у о. прот. К. Т. Никольского в его «Пособии к изучению устава», с. 784–787. — Рук. д. с. п. о погребении священников в дни св. Пасхи см. за 1878 г., т. III, с. 310–312).

Примечание.

К вопросу о погребении диаконов. Мнения о том, по какому последованию надо отпевать усопших диаконов — по последованию ли погребения тел мирских человек, или по последованию погребения иереев, разделяются. Одни говорят, что диакона следует отпевать священническим погребением потому, что он есть лицо иерархическое, получившее чрез архиерейское рукоположение особенную благодать освящения для достойного выполнения священных обязанностей; — что если диакон при жизни имеет право на обязанности, в некотором отношении равняющие его с лицами высших степеней иерархии, то и по смерти имеет право на погребение, одинаковое с ними; — что если две высшие иерархические степени — епископ и священник — отпеваются по особенному последованию священнического погребения, то по этому же последованию должно отпевать и диакона, в воздание ему особенной почести, как лицу священному. За неимением особенного чина погребения епископов, их отпевают священническим погребением; точно так же, по неимению особенного последования погребения диаконов, их следует отпевать по чину священнического же погребения. Диаконство есть одна из трех степеней иерархии и имеет особенное освящение от Духа Святого, а потому диакона ни в каком случае нельзя равнять с мирянином. Зачем лишать диаконов погребения, назначенного для лиц, получивших особенное благодатное освящение, и, отпевая их по чину мирских человек, не имеющих особенного благодатного освящения, низводить их в этом отношении на уровень с мирянами?.. Другие, наоборот, утверждают, что диаконов не следует отпевать по чину священнического погребения, и в подтверждение, своего мнения приводят соображение, что диакон хотя и есть лицо иерархическое, но он гораздо ниже священника. Священник есть пастырь душ, учитель верующих и отец их духовный, строитель таин Христовых; а диакон есть не больше, как только служитель при совершении таинств и других священнодействий. Поэтому-то, и святая Церковь, желая достойно почтить сан священника, назначила для отпевания его особенный чин священнического погребения, диаконов же не удостаивает сей особенной чести. Да и по содержанию своему последование священнического погребения применено к лицу священника, а не диакона: «Священник Твой, Христе, говорится, например, в этом последнем, «жрец и приноситель Божественных таин Твоим Божественным повелением прежде от житейских молв к Тебе, егоже яко священника, Спасе, приим, спаси». Эти и подобные им выражения, относящиеся к лицу священника, никак не могут быть отнесены к диакону. Все это заставляет полагать, что диаконов не следует отпевать по чину священнического погребения.

Из предложенных суждений видно, что разногласящие стороны приводят в подтверждение своих мнений доводы, повидимому, не лишенные основания; но, с другой стороны, понятным становится и то, что подобного рода обсуждениями не достигается цель их. Спорящие стороны могут остаться каждая при своем убеждении, и вопрос останется для них не решенным. Есть другие надежнейшие способы к решению недоумений в неопределенных случаях церковной практики. 1) Не обозначенное определенными церковными канонами могло обозначаться в продолжение веков церковною практикою. Итак, если есть возможность, надобно проследить сомнительный случай при помощи исторических указаний. 2) То, что не определено одними церковными книгами, может быть определено в других — пространнейших или древнейших книгах; нужно только иметь их под руками и справиться по ним. Наконец, 3) чего нельзя определить ни церковною практикою, ни по указаниям книг, то должно быть определено епископским разрешением. Для решения историческим путем вопроса об отпевании диаконов мы имеем, прежде всего, такие данные. Из книги О церковной иерархии, приписываемой св. Дионисию Ареопагиту, известно, что усопшим священнослужителям, в том числе и диаконам, усвоялась в древней христанской церкви некоторая особенная честь при погребении их. Именно, тело усопшего, если он имел священный сан, поставляли пред божественным жертвенником во время отпевания и погребали его в честном месте, в ряду других священных тел одного с почившими чина (см. гл. 7)[7]). В древних требниках Русской Церкви, которые пространнее общеупотребительного у нас теперь Требника, находим также довольно определенное решение предложенного вопроса. Так, в Требнике митрополита Петра Могилы, в предварительных примечаниях к последованию погребения иереев, говорится: «Вестно же буди, яко скончавшуся диакону диакони тело его отирают, аще быти могут, аще ли же ни — от меньших клирик, по нужде же от благоговейных мужей, и одеян первее в обычные ему одежды, потом в стихарь и орарь одевается. Сему же бывшу, вси иереи, елико их тамо сбрашася, одевшися в епитрахиль и фелонь, приходят и станут окрест мощей. Начальствующий же, покадив я крестообразно, начинает обычно: «Благословен Бог» и пр., по последованию священнического погребения». Кроме сего, в самом последовании встречаются такого рода примечания: «еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия брата нашего иерея (или диакона)». «Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего брата нашего иерея (или диакона)». «Блаженный покой со святыми Твоими подаждь, Господи, новопреставленному рабу Твоему иерею (или диакону) (лл. 222–224). Правда, Требник митрополита Петра Могилы не может служить каноническою книгою для нас, потому что не одобрен для всеобщего употребления правительственною властию Всероссийской Православной Церкви.

В настоящее время, сколько нам известно, во всей России диаконов отпевают погребением мирских человек. Значит, остается или следовать современной церковной практике, или, если желается отпеть усопшего диакона по чину священнического погребения, испросив на то архиерейское разрешение (Рук. д. с. п. 18645 г., т. 1, стр. 492–496). Конечно, при этом необходимо внести в чин некоторые изменения, именно — устранить те выражения в стихирах (напр., на «Хвалите») и тропарях (напр., тропарь пред 3 апостолом), которые ясно указывали бы на несоответствие их действительности, относясь исключительно к священнику.

Г) Чин погребения младенческого

Что читать, когда священника приглашают прочесть «отходную» младенцу?

Если родители просят священника прочитать отходную младенцу, то священник может прочитать «Канон покойный над младенцем скончавшимся», полагаемый в «Чине погребения младенцев», но ни в каком случае «Канон молебный по Господу нашему Иисусу Христу… при разлучении души от тела всякого правоверного» (Р.д.С.П. 1886, №7).

Должно ли и законно ли совершать погребение по христианскому обряду над младенцем, крещение которого совершено повевальною бабкою или вообще мирянином, но не дополнено священником по случаю смерти младенца вскоре после рождения и крещения его повивальною бабкою?

Крещение, правильно совершенное мирянином, признается действительным: через такое крещение младенец вступает в Церковь Христову, делается истинным членом ее: следовательно, и по смерти своей не лишается права быть погребенным по обряду Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1885 г., №48).

Нужно ли совершать каждение при отпевании младенцев? В чине младенческого отпевания употребления кадила не указывается.

Сообразно с значением при отпевании, знаменующего, по объяснению Новой Скрижали (ч. 4, гл. 20, § 4), умилостивительную жертву за лежащего, нет, казалось бы, оснований опускать каждение и при погребении младенческом (Ц. Вест. 1901, №24).