Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

А) Храмов и священных принадлежностей храма и богослужения

В чине на основание нового храма указано петь стихиры литии и тропари святому, в честь коего строится храм. Но если храм строится в честь Воскресения Христова, то какой петь тропарь, и как петь стихиры литии, если литии на Пасху не положено?

Лития совершается уже 1-й день Пасхи пред утреней, при выходе на которую поется стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе». Указываются литии и в другие дни Пасхи (см. Типикон, последов. Пасхи). А тропарь указывается чином богослужения при основании храма в Больш. Требнике, где, между прочим, сделано замечание, что пение тех или других тропарей зависит от воли настоятеля (Ц. Вест. 1896, №51–52).

Может ли священник при освящении храма с положением в оных антиминса, освященного архиереем, руководствуясь бывшим Требником изд. в 1677 г. с благословения патриарха Иоакима, помазывать св. миром престол и стены храма?

Требники, употреблявшиеся в древней Русской Церкви до учреждения Св. Синода, утратили свое практическое значение после того, как стали издаваться новые требники с благословения Св. Синода: посему, иерею при освящении храма с положением в оный антиминса, освященного архиереем, вообще не следует руководствоваться Большим Требником, изд. в 1677 г. с благословения патриарха Иоакима, и в частности на основании этого Требника нельзя помазывать св. миром престол и стены храма, так как опред. Св. Синода 1732 г. 18 июля 4 п. запрещено при освящении храма иереем помазывать св. миром престол и стены храма. Причина этого запрещения будет вполне понятною, если обратить внимание на то, что при освящении храма от иерея полагается на престоле антиминс, прежде освященный самим архиереем и уже помазанный св. миром; по той же причине, что при освящении храма от иерея полагается на престоле антиминс, прежде освященный самим архиереем, уже окропленный родостамною (розовою водою с викою) и вмещающий в себе частицы св. мощей, престол не омывается родостамною, и под престолом не полагаются частицы св. мощей (Р.д.С.П. 1890 г., т. I., с. 123; 1887 г., т. III, с. 460).

Почему освящение «Владычних храмов» не полагается в воскресные дни, а дозволяется совершать освящение таких храмов только в простые дни, и то кроме св. Четыредесятницы?

«Указом о храмах, когда святити или не святити», помещенным в Большом Требнике, освящение «Владычняго» храма не полагается в воскресные дни потому, что совершенно не возможно совместить — соединить особо установленную торжественную службу на обновление, т. е. на освящение храма «Владычняго», с службою воскресного дня, так как и вообще служба какого-либо Владычняго праздника исключает собою службу воскресного дня (т. е., если в какой-либо воскресный день случится Владычний праздник, то служба воскресного дня совершенно оставляется, — Типик. гл. 7, 3-е зри, гл. 47, последов. на 14-е сент., 2-е зри и проч.). Не только освящение «Владычняго» храма, но и освящение Богодичного храма или святого не полагается в дни воскресные, если в эти дни случатся праздники Богородичные и святых (перечисленные в Указе о днях для освящения храмов)

Вот причина, по которой освящение «Владычнаго» храма полагается не в воскресные дни, но в простые — седмичные дни. В св. Четыредесятницу же запрещается освящать «Владычний» храм даже и в простые седмичные дни потому, что не возможно совместить торжество освящения храма — чувство духовной радости и веселия — с строгостью поста в эти дни, с чувством скорби и печали душевной, или, как объяснено в «Указе» о днях освящения храмов: «в Великий пост и в простые дни освящения церкви не творим ни которым храмов, качества ради пищнаго, яже да не разрешим на рыбу, вино и масло». Напротив, освящение храма «Воскресения Христова» должно быть совершаемо в воскресные, а не простые дни — седмичные, с одной стороны, потому, что есть полная возможность совместить — соединить службу на освящение храма «Воскресения Христова» с службою воскресного дня, а с другой стороны потому, что было бы несообразно воскресную службу — службу на обновление храма Воскресения Христова совершать в какой-либо простой день седмицы, или, как замечено об этом «Указе» о днях освящения храмов, «в иныя дни простыя, кроме недели, храм Воскресения Христова не святи, занеже воскресней службе нетися недостойно» (Р.д.С.П. 1890 г. т. III, с. 479–480).

Как освящать иконы?

В «Дополнительном Требнике», изданном Киево-Печерскою лаврою (в 1863, 1866 и 1871 гг.) содержится несколько чинов освящения икон. Там есть особый «Чин благословения и освящения иконы Пресв. и Живоначальныя Троицы»; указан особый «Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих»: есть особый «Чин благословения и освящения иконы Пресв. Богородицы, единыя или многих»; изложени и «Чин благословения и освящения иконы Святаго единого или многих». Все эти чины по своему внешнему порядку сходны между собою, хотя по содержанию и различны. Внешний порядок всех этих чинов такой: иконы, которые должны быть освящены, полагаются на столе, «честно покровенном», и священник, облачившись в епитрахиль и фелонь и крестообразно окадив новые иконы, совершает обычное начало — произносит: «Благословен Бог наш»; по обычном начальном возгласе поется «Царю Небесный», читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз, «Слава и ныне» и «Приидите поклонимся» трижды; затем полагается один или несколько избранных псалмов, две молитвы, произносимые священнослужителем (первая вслух, а другая тайно); совершается троекратное окропление иконы св. водою с произнесением слов: «освящается» крестное сие знамение, или образ, или икона «благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь». По окроплении иконы св. водою бывает крестообразное каждение перед нею, а затем, при пении избранных стихир и тропарей, земное поклонение пред иконою и целование ее и, наконец, отпуст. Как псалмы, так и молитвы, стихиры, тропари и отпусты по своему содержанию примерены к тем именно иконам, какие освящаются (Р.д.С.П. 1884 г. №14).

Как освящать такие алтарные принадлежности, как, напр., Евангелие, мирницу, для которых нет особого чина в Большом Требнике?

По чину, изложенному в 19 гл. Дополнительного Требника киевского издания, на л. 91 Дополнит. Требника изд. 1895 г., есть «Чин благословления новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, якови суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосуды, и иные алтарные принадлежности».

Не следует ли освящать кроплением св. воды просфоры и вино, приносимые на проскомидию?

Чина или молитвословия на это в богослужебных книгах, ныне употребляемых, не существует (Рук. д. с. п. 1892 г., т. III, с. 371).