Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Обязан ли священник сельской церкви служить пассию в положенное уставом время?

О пассиях, — особых службах, совершаемых в церквах южно-русского края в пятки 1, 2, 3 и 4 седмиц Великого поста, — наш устав церковный ничего не говорит. Самый обряд пассии описывается в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 году при архимандрите Киево-печерском Иоасафе Кроповском, где сказано, что в 4 первые пятка Великого поста «в нарочитых монастырях и соборных церквах», по установлению митрополита Киевского Петра Могилы, совершаются пассии. Затем, описав, в чем состоит обряд пассии, названная Триод прибавляет: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя Православныя подаются» (подробнее см. у о. Никольского — «Пособие к изучению устава», 1894 г., стр. 578, прим.). таким образом, об обязательном отправлении этого обряда и в сельских церквах не может быть и речи, если только на этот счет нет особого распоряжения со стороны местной епархиальной власти (Ц. В-к, 1898 г., №9).

Если на утрени Крестопоклонной недели в сельской церкви бывает народу слишком мало, то нельзя ли положенное уставом поклонение св. Кресту совершать не на утрени, а после литургии, за которой народ собирается уже в большинстве?

По 35 ст. уст. духовн. Консисторий, богослужение должно быть совершаемо по уставу церковному без произвольных изменений и нововведений. От энергии и благоразумия священника зависит заблаговременно разъяснить своим прихожанам важность и значение того или другого богослужения, или того или другого праздника церковного. А раз это будет сделано, то наверно уже и не придется думать об изменении требований устава (Ц. В-к, 1898 г., №4).

Можно ли читать на Крестопоклонной неделе акафист Честному Кресту по акафистнику, напечатанному в Почаевской Лавре в 1723 г.?

Не следует, так как, во-первых, указом Св. Синода 23 сентября 1723 г. акафисты дозволено читать лишь по печатным книгам, одобренным, для совершения по ним богослужений, Св. Синодом, а во-вторых, указом 28 июля 1727 г. печатание акафиста Честному Кресту запрещено (Ц. В-к, 1898 г., №48).

Можно ли диаконам читать канон св. Андрея Критского на 5 неделе Великого поста?

Если священник почему-либо не может, то отчего не читать диакону? (Ц. В-к, 1893 г., №22).

На 5 неделе Великого поста в четверток на утрени следует ли произносить малую ектению после 3, 6 и 9 песен канона?

Следует, как обычно при пении канонов на утрени (Никольский, «Пособие к изуч. Устава», стр. 586). (Ц. В-к, 1897 г., №15).

Какую литургию совершать в храмовые праздники, случающиеся в Великий пост?

Если храмовой праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то служится полная литургия св. Златоуста. Если в понедельник 1 седмицы Великого поста, то служба ему совершается в субботу Сырную; если же во вторник, среду, четверг или пятницу первой седмицы, то служба ему не совершается (т. е., в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то в эти дни совершается литургия преждеосвященная с Апостолом и Евангелием после «Да исправится». Наконец, если храм случится в один из дней Страстной седмицы, и если это будет в понедельник, вторник, среду или четверг, то служба ему переносится на неделю Ваий, а если в пятницу или субботу, то переносится на другой день Пасхи и совершается вместе с пасхальною службою по Марковым главам, как указывается о праздновании св. великомуч. Георгию (Р.д.С.П. 1899 г. №10).

Как отправлять богослужение в царские дни в Великий пост?

В табели высокоторжественных дней, изданной от Св. Синода, пишется: «если которому из торжеств случится быть в понедельник первой седмицы Великого поста, то отправлять в неделю Сыропустную, а если во вторник, среду, четверг и пятницу первой седмицы, то отправлять в субботу первой недели поста, по напечатанным в церковном уставе о храмовых святых главам. А когда торжествам случится быть на Страстной седмице или в первый день св. Пасхи, то отправлять вместе в понедельник на Светлой седмице, по напечатанным в уставе о храмовых святых главам». Следовательно, на прочих седмицах службу и молебны должно отправлять в указанные табельные числа. По главам о храмовых святых положено совершать литургию преждеосвященных Даров, но в некоторых местах есть обычай совершать литургию св. Иоанна Златоустого. Следует держаться принятого обычая (Р.д.С.П. 1862 г., стр. 207).