Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Правильно ли делают в некоторых местах, что в то время, когда при пении «Да исправится молитва моя» на литургии преждеосвященных Даров священник встает на колена, он передает кадильницу диакону и тот стоит кадит пред жертвенником, хотя служебником этого и не указывается?

Хотя, действительно, служебник этого не указывает, но это действительно принято обычной практикой, как свидетельствуют разъяснения наших литургистов и знатоков устава (как прот. Никольский, свящ. Неополитанский, Булгаков и др.) (Ц. В-к, 1902 г., №15).

Почему на литургии преждеосвященной завеса, при пении «Ныне силы небесные»… задергивается лишь наполовину?

Это полузакрытие завесы соответствует полному закрытию ее на полной литургии и имеет то же значение. Самое же полузакрытие составляет отличительную особенность преждеосвященной литургии, именно как литургии не полной (Ц. В-к, 1895 г., №44).

На литургии преждеосвященной, по перенесении св. Даров с жертвенника на престол, следует ли потир ставить по правую сторону, а дискос — по левую, или же наоборот?

Те литургийные движения, которые должны быть совершаемы на преждеосвященной, и о которых в чине литургии преждеосвященной не сделано особых каких-либо замечаний, «исполняются яко обычно», т. е. так же, как на литургии полной (Р.д.С.П., 1887 г. №32).

Следует ли вливать на преждеосвященной литургии теплоту в чашу?

После раздробления агнца для приобщения священнослужителей диакон вливает теплоту в чашу; но в то время, как на полной литургии при этом он говорит: «теплота веры исполнь Духа Святаго, аминь», на литургии преждеосвященных теплоту вливают «ничтоже глаголя» (Р.д.С.П., 1898 г. №8).

Следует ли причащать св. Тайн на преждеосвященной литургии грудных младенцев?

Не следует, потому что дать из св. чаши вина, хотя освященного вложением частицы, но не пресуществленного в кровь Божественную, не значит причастить св. Тайнам, а при отделении для младенцев от святых Даров даже самомалейшей частицы нельзя быть уверенным, что дитя, не привыкшее иметь во рту твердую пищу, не выбросит этой частицы (Р.д.С.П., 1862, I, 423.).

Следует ли на преждеосвященной литургии по заамвонной молитве полагать три поклона с молитвою Ефрема Сирина или нет?

Вопрос этот возбуждается вследствие неясности и неточности указаний Типикона, встречающихся в последованиях среды и пятка 1 недели Четыредесятницы, а именно: в уставе, в последовании среды 1 недели Великого поста, сказано: по заамвонной молитве Буди имя Господне и метанья три; в последовании же пятка той же недели говорится: и на Буди имя Господне поклоны три. Словом «метание» устав называет вообще так называемые поясные, или малые поклоны при чтении тех или других молитв, хотя и не всегда; иногда малые, или поясные поклоны называются и просто «поклонами» (напр. в последованиях понедельника и вторника 1 недели Великого поста). В Типиконе употребляется и другой термин для отличия обыкновенных, малых поклонов от поклонов с молитвою Ефрема Сирина: в особой статье о поклонах и молитве мы читаем: идеже написано великий поклон, да творит (предстоятель) великий поклон неспешно, по изглаголании святыя молитвы (Ефрема Сирина), а идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон. На основании этого замечания можно бы, кажется, признать по поклонами на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве обыкновенные, малые поклоны. Но дело в том, что в самых последованиях Типикона термин «великие» не всегда прилагается к поклонам с молитвою Ефрема Сирина, не редко и «великие поклоны» обозначаются одним словом «поклоны». Что именно в данном случае так сделано, видно из разъяснений устава в других местах. Так, в последовании понедельника 2 недели Великого поста замечено: в пятцех святыя Четыредесятницы поем час третий и шестый, вкупе же и девятый; на вечерни же оставляем поклоны от начала, кроме трех великих. Здесь устав со всею ясностью говорит, что на вечернем богослужении по пяткам св. Четыредесятницы обыкновенных полных поклонов не полагается, а только великие поклоны, т. е. поклоны с молитвою Ефрема Сирина; между тем, в последовании пятка 1 недели Великого поста говорится то же самое просто о «поклонах» на преждеосвященной, под которыми, очевидно, разумеются «великие поклоны» с молитвою Ефрема Сирина. В последовании того же Типикона на среду Страстной седмицы говорится: «Да исправится молитва моя и поклоны три, по перенесении святых Даров поклоны три; на Буди имя Господне поклоны три, и обие упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны. Ясное дело, что когда Типикон говорит, что поклоны упраздняются, тогда разумеются великие поклоны, потому что малые не отменяются. Наконец, в конце каждой великой постной службы, — полунощницы, утрени, часов, изобразительных, вечерни, повечерия, — устав назначает великие поклоны. Заключая аналогически, мы должны признать, что и на литургии преждеосвященных Даров по заамвонной молитве устав предписывает тоже великие поклоны, с молитвою Ефрема Сирина (Р.д.С.П., 1866 г., №26).

Какой святой поминается на отпусте преждеосвященной литургии — того или следующего дня?

Так как служба вечерни и следующей за ней литургии относится к следующему дню, то и святой поминается именно этого последнего дня. На литургии преждеосвященных Даров, совершаемой 24 февраля и 9 марта, на отпусте поминается прежде празднуемый святой, а потом наставший (Никольский, «Пособие к изуч. устава “. 1894 г., стр. 487). (Ц. В, 1896 г., №40).