Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

В Типиконе сказано: «при часе втором дне — звон в двои, один долгий». По объяснению о. Никольского («Пособие к изуч. устава»), это значит: «один звон долгий в два колокола» (Ц. В, 1894 г., №16).

Где благоприличнее или лучше следовало бы читать 12-ть страстных евангелий: во св. алтаре — на престоле, или же среди церкви — на аналое?

Судя по преимущественной святости св. престола в алтаре, на нам бы, т. е. на престоле, и следовало бы читать Евангелие. Но, принимая во внимание обширность храма, отдаленность и такую же относительную обширность алтаря (например, соборных и монастырских), вчастую — слабость груди и тихость голоса священнослужащих, чтение 12-ти св. евангелий остается не слышным для предстоящих и безплодным для них.

Поэтому, гораздо уместнее и благоприличнее, а точнее — благопотребнее св. 12 евангелий читать среди церкви на аналое, где если не все, то, по крайней мере, вблизи стоящие могут с душевною пользою слышать все величественное повествование страстей Господних. Основание на это представляется в древнем обычае церквей и монастырей палестинских где все воскресные и праздничные евангелия читаются из алтаря к народу — разумеется, для большого и удобнейшего слышания предстоящих и молящихся в храме. Обычай сей часто встречается и в некоторых российских монастырях (Р.д.С.П., 1877 г., №33. Ср. 1894 г., №15).

Откуда взят принятый в некоторых местах России припев пред чтением евангелий на утрени Великой пятницы: «Слава страстям Твоим, Господи», и следует ли вообще петь его как в это время, так и на часах и вечерни Великой пятницы и на утрени Великой субботы?

На последовании Страстей Христовых (утреня Великого пятка) пред чтением каждого евангелия положено петь: «Слава Тебе, Господи»… (см. Службу на Велик. пяток, особ. книжка), по окончании же каждого евангелия поется: «слава долготерпению Твоему, Господи» (там же и Триод постная). В виду этого, указываемый в вопросе припев, по всей вероятности, есть лишь местный обычай (Р.д.С.П., 1887 г., №48).

Какие возгласы должне произносить священник после каждой малой ектении пред чтением евангелий на утрени Великого пятка?

Возгласы эти указаваются в особо изданной службе на Великий пяток и суть следующие: после 1-й (по пении аллилуйя и тропарей): «Яко Твоя держава»; после 2-й —!Яко подобает Тебе великая слава»; после 3-й — «Яко благословися и пославися»..; после 4-й — «Яко Ты еси Бог наш»; после 5-й — «Яко благословися всесвятое имя Твое»..; после 7-й — «Яко Тя хвалят все силы небесные»…

Следует ли производить трезвон при выносе плащаницы из алтаря на средину храма на вечерне Великого пятка?

Следует, при чем за перезвоном должен следовать трезвон (Ц. В, 1897 г., №24).

Какой должен быть звон при обношении св. плащаницы в Великую субботу: трезвон торжественный, или перезвон — перевод колоколов — печальный?

Судя по событию, из печальных печальнейшему и глубоко-трогательному, каково перенесение и затем погребение святейшего тела Мертвеца-Животодавца, и звон колоколов должне быть «перезвон, или перевод» — печальный. В самом деле, если и при выносе тела всякого усопшего православного бывает перевод колоколов, печальный; то не тем ли более должен быть таковой при обношении св. Тела Иисуса Христа. Но если в воспоминании этого события производить «трезвон» — торжественный, как это делается в некоторых приходских церквах и монастырях; то чем же будет отличаться таковой от перезвона на день св. Пасхи и во всю Святую седмицу, когда воспоминается преславное торжество Победителя над адом и смертию воскресшего Господа нашего Иисуса Христа? (Р.д.С.П., 1877 г., №33).

Во сколько часов полагается вынос плащаницы в Страстную пятницу?

Вынос плащаницы полагается, как известно, за вечерней, по пении стихирь: «Тебе одеющегося светом яко ризою»… при пении тропаря: «Благообразный Иосиф»; самая же вечерня совершается или «в 10-м часу дня» (Типикон, последование Великого пятка), т. е., по современному исчеслению часов, в 3 часа по-полудни, или, если в Великий пяток придется Благовещение, в 8-м часу дня (Типикон, последование 25 марта), т. е. во 2-м часу дня (Ц. В-к, 1900 г., №12).