Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским

87. Так в цитируемом источнике.

88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря - Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998.

Глава 7. Свидетельства святых и подвижников благочестия о творениях свт. Игнатия

Все сколько-нибудь заметные русские подвижники благочестия последних двух веков, вопреки клевете о. Д., ставили творения свт. Игнатия (Брянчанинова) на совершенно особое место. Вот лишь несколько свидетельств этому 89 :

С большой любовью относился к святителю Игнатию святитель Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779-1857), ныне причисленный к лику Сибирских святых, претерпевший в жизни немало неправедных гонений и, может быть, поэтому так глубоко понимавший свт. Игнатия. Об этом говорят и его письма. 90

Жизнеописание святителя свидетельствует также о уважении и глубоком благожелании к нему известного подвижника, содействовавшего возрождению Оптиной пустыни, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского Григория (Постникова, 1784-1860) и архиеп. Орловского Смарагда (Крыжановского, 1796-1863). Митрополит Григорий, в частности, настоял на возведении архим. Игнатия в сан епископа.

Причисленный недавно к лику святых возобновитель Николо-Угрешской обители преподобный Пимен Угрешский (Мясников, 1810-1880) свидетельствовал, что встал на монашеский путь в значительной степени благодаря влиянию Брянчанинова, тогда еще послушника 91 . Когда наместник Николо-Угрешской обители игумен Илларий, келейником которого был инок Петр - будущий архим. Пимен, претерпевал скорби и гонения, архим. Игнатий (Брянчанинов) утешает его в письме и вместе с о. Петром приглашает в Сергиеву пустынь 92 . В Николо-Угрешской обители до сего времени особенно чтится святитель Игнатий.

"Саровская пустыня приняла Опыты с особенной любовью", - пишет святитель. "Из письма М. Д. увидишь, как приняты Аскетические опыты в Саровской пустыне и какое там дается значение им. Это показывает всю важность, которую должны иметь 3 и 4 томы. Четвертый (в последующих изданиях - пятый - ред.) том изображает монашескую жизнь с определенностию, а первые три тома служат как бы оттушевкой рисунка. Тут действует Перст Божий, благодетельствующий всем участвующим и в издании, и в чтении Опытов". 93

"Сведения, получаемые мною о том, как принимаются Опыты личностями, истинно ищущими спасения, очень утешают меня. Аскетическая Проповедь и Советы пополняют назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление. Делается ясным, что эти книги распространяются и водворятся между упомянутыми личностями. Из Бежецка (т.е. из Бежецкого женского монастыря - ред.) пишут: "Опыты" приняты с великой любовью, эта книга заменяет "Добротолюбие" для нас, будучи гораздо понятнее, чем "Добротолюбие", и содержа все, о чем говорится в "Добротолюбии..." (Письмо 558. С. 778).

Игумения Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова, 1833-1905), не знавшая святителя при жизни, в его творениях увидела то же учение, что и у ее наставницы - благодатной старицы схим. Ардалионы, и вступила в духовное общение с учениками и сподвижниками святителя:

"Вы спрашиваете, знали ли друг друга схимница Ардалиона и еп. Игнатий. Нет, не знали и даже никогда не слышали о существовании друг друга. Я тоже не знала Владыку. И в мои руки попало его сочинение только в 1867 году. Оно было издано в 1865 году. А матушка скончалась в 1864 году. Когда я прочла первый том, то была поражена сходством нашего духовного пути. Тогда у меня уже сложились духовные понятия и у меня уже были духовные ученики. Они тоже, читая еп. Игнатия, удивлялись сходству наших понятий духовных. Это признали и ученики еп. Игнатия, когда я приехала к ним в 1867 году. У меня тогда был только первый том... Но я вам должна сказать, что от одного чтения нельзя усвоить духовных понятий, а нужно жить по слову" 94 . "На днях я получила от А. Б. пятый том; как хорошо Вы сделали, что приложили хоть к этому портрет Владыки епископа Игнатия ... В настоящее время я читаю этот том, и как изречения Святых Отцов, так и взгляд на святое лицо Владыки действуют на меня необыкновенно хорошо". 95

Преосвященный Леонид (Краснопевков), еп. Дмитровский (см. его воспоминания в книге в книге "Отец современного иночества". М., 1997), глубоко почитавший святителя и часто прибегавший к его духовным советам, писал: "Потеря, Вами (братом святителя) понесенная, должна бы признана быть потерею всецерковною ...Я уповаю, что православные русские люди мало- помалу усвоят себе покойного святителя. В его жизни и писаниях они постараются найти и найдут, что может быть общедушеспасительно". 96

Архимандрит Игнатий (Малышев), бывший келейник святителя Игнатия, пишет о его творениях: "Вы отверзли небо, потекли воды, и жаждущие люди напоились, Вы дали пищу, которая алчущих питает. Так я разумею о Ваших творениях и от избытка чувств и душевной благодарности ничего более сказать не могу. Тот лучше знает, что даст бедной душе, - кто благородно созерцается, уделяет от этой трапезы неимущему. Ваша книга - книга жизни и учение воды живой, напояющей души человеческие. Это учение в наше скудное время необходимо, как вода во время пророка". 97

Святая Новомученица Царица Александра (f1918) в заточении в Тобольске и Екатеринбурге читала книгу "О терпении скорбей. Учение Св. Отцов, собранное еп. Игнатием (Брянчаниновым)" (СП-б., 1893). 98