Спасительна ли вера в ложь? Святоотеческое учение о послушании, изложенное святителем Игнатием Ставропольским

...Епископ Игнатий высоко смотрел на обязанность и ответственность духовника.

...Архипастырь видел, что истинных наставников, даже в его время, было очень немного. Зная большую ответственность тех, кому христиане в руководство вверяют свою жизнь, он предупреждал всякого принимающего на себя подвиг старца-духовника не по призванию: Страшное дело - принять по самомнению и самовольно на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святаго Духа и действием Духа, между тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто и сосуд не перестает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для тебя и для ближнего, преступно пред Богом и богохульно.

Гибельность неправильного руководства состоит в том, что неискусный пастырь не может не направлять духовную жизнь пасомых по пути, на котором сам стоит...

По причине оскудения наставников святитель считал, что лучшим руководителем в духовной жизни христиан является следование святоотеческим писаниям" (С. 253-255).

Не удивительно ли такое единодушие стольких почитаемых и авторитетных духовных лиц? Почему же никто из них не отметил столь серьезное "искажение" святителем учения о послушании? "Не полемизировали потому, что и так было понятно, что святитель не прав"? Или, может быть, впали в соблазн "богословия непослушания" (брошюра о. Д. С. 52)? Или просто не смогли разобраться без уважаемого о. Доримедонта?..

Мы видим, что подлинные благодатные старцы последних времен, исполненные духовного рассуждения, тем не менее, давали в руководство своим духовным чадам труды святителя Игнатия, не оговариваясь, что относительно делания послушания отец современного иночества ошибался! А Новомученики и исповедники пронесли любовь к святителю Игнатию через всю свою жизнь: через пытки, тюрьмы и лагеря - до своей Голгофы. И кто дерзнет с ними спорить?

89. Обширная библиография по этому вопросу содержится в приложении к IV тому творений святителя: изд. "Паломник", М., 2002. С. 720-758.

90. Обширная библиография по этому вопросу содержится в приложении к IV тому творений святителя: изд. "Паломник", М., 2002. С. 720-758.

91. См. Полное жизнеописание свт. Игнатия Ставропольского. М., 2002. С. 204-205. 13 писем митр. Филарета к свт. Игнатию были опубликованы в "Богословском Вестнике" за март 1913 г. С. 405-417.

92. См. Отец современного См. Полное жизнеописание свт. Игнатия Ставропольского. М., 2002. С. 204-205. 13 писем митр. Филарета к свт. Игнатию были опубликованы в "Богословском Вестнике" за март 1913 г. С. 405-417.иночества. М., 2001. С. 33; Воспоминания архимандрита Пимена. М., 1877; Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря. Биографический очерк. Угрешский монастырь. 1998. С. 15.

93. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо № 17. С. 68-69.

94. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письма № 564-565. С. 781-782.

95. Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области войска Донского. М., 1913. Из писем к В.И.П. С. 100-101.

96. Там же. Из писем Петру Александровичу Брянчанинову. С. 11.