St. Nina's Garden

Плач и рыдание окружавших были безмерны. Наконец потребовала Св. Таин Тела и Крови Христовых. Епископ Иоанн, совершив литургию - приобщил ее; по приобщении завещала царю после смерти епископа Иоанна Мцхетского на кафедру возвести неотлучного ее спутника иерея Иакова и похоронить ее тело в бедной куще. Дав всем последнее благословение и целование, мирно скрестила святые апостольские свои руки и предала святую свою душу в руки Бога 14/27 января 340 г. по P. X., на 35-м году своего пришествия в Мцхет и на 67-м году от рождения, оставив Грузии, в залог верности и ходатайства перед престолом Всевышнего, труженическое иссохшее от непомерных апостольских трудов святое тело, крест и Евангелие. 56

Царь, вопреки завещаниям святой, пожелал во что бы то ни стало перенести св. мощи Нины в Мцхет. Но никакая человеческая сила не могла сдвинуть иссохшего в апостольских трудах святого тела. Наконец, повинуясь завещанию равноапостольной, торжественно предал его земле, на месте бывшей ее кущи, близ столицы Кахетии Буди, где оно мирно почивает до сих пор 57. Царь с народом, горько оплакав печальную потерю, немедленно велел на месте погребения святой заложить храм в честь св. великомученика Георгия 58. Окончив его строительство приставил священнослужителей, которым вручена была вся Кахетия. Таким образом, в продолжение 35 лет вся почти Грузия обращена была в христианство, кроме Ранской области, или юго-восточной Грузии и некоторых горцев, живших в глубине Кавказских гор.

Смерть св. Нины не остановила царя на его поприще служения Св. Кресту; напротив, с еще большей силой занялся он теперь устройством новонасажденной Церкви по уставу Греческой: привел в порядок богослужение ее; затем, где было необходимо, основал новые храмы, определил в них достойных священников и диаконов.

Между прочим, вскоре после смерти святой заложил довольно большой каменный храм близ бывшей кущи святой в Мцхете и скоро окончил его, освятив в честь Преображения Господня в память события - весьма знаменательного для Грузии, в день, с которого началось спасение целой страны, и учредив здесь кафедру Мцхетского епископа, назвав его Самтаврским.

С евангельским благовестием обходил царь некоторые местности своего государства: ободрял новоначальных, поощрял их ревность ко Христу, помогал им во всем; непокорных властей отрешал от службы, а подданных изгонял из столицы и других городов, расселяя их в разные отдаленные области.

Таким образом, энергией и трудами царя Мириана Церковь Иверская получила правильное устройство, и гражданский мир, заключенный с императором в начале своего обращения к вере, был главным и необходимым условием для начавшегося дела, имевшего на все последующие дела его царствования весьма благотворное влияние и бывшего главной причиной благоденствия в продолжение остального времени. Ревность, усердие и непритворная дружба Мириана заставили Константина иначе взглянуть на него. Император довольствовался миром, утвержденным верой во Христа, и спустя некоторое время возвратил дряхлому 84-летнему старцу наследника его Бакара, бывшего до этого заложником у него, с дружелюбным письмом. 59

Радость от возвращения сына и наследника еще более утвердила царя в вере и христианской любви.

Спустя некоторое время, перед смертью, Мириан собственноручно венчал Бакара на царство с возложением креста св. Нины 60 , завещая ему во всем следовать его примеру: по возможности искоренять идолослужение, где только могло еще встретиться, и строго блюсти место погребения св. Нины как главную святыню всей страны, освященную многострадальными мощами ее 61. Таким образом, Мириан, приведя в порядок все дела своего царства, мирно преставился в 342 году и, по завещанию, был погребен в основанном им Самтаврском соборе Преображения Господня 62 в юго-западном углу храма, в стене которого при строении царь заложил часть св. мироточивого столба, хранящегося до сих пор.

На грузинский престол вступил теперь сын его Бакар I, главной заботой которого было исполнение отцовского завещания; для этого взяв священников, отправился вглубь Кавказа, принес Евангелие диким народам, которые вскоре обращены были в христианство. От них Евангелие проникло дальше; кроме долин и нагорных возвышенностей Кавказа, теперь самые угрюмые горы были уже во власти Св. Церкви. Царь, видя, что Церковь христианская довольно широко раскинулась на Кавказском перешейке, а епископ Мцхетский не мог так близко стоять к этим отдаленным провинциям, учредил новую епископию для горских народов, занимающих местность к северу от Мцхета - Цилканскую 63. Для этого ранее заложил в городе Цилкани довольно большой каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором поставил храмовой иконой образ Пресвятой Богородицы, привезенный им из Палестины во время своего путешествия по св. местам ее 64. Этот образ, по свидетельству древнейшего предания, писан на доске из яслей Вифлеемского Младенца-Спасителя и тщательно хранится до сих пор в упомянутом храме.

Со вступлением Бакара на престол Грузинская Церковь простерла свои пределы теперь на юг. Около 348 года возгорелась жестокая борьба между грузинами и армянами, в которой по необходимости должен был принять участие персидский царь Ормизд. Дабы приобрести к себе расположение Ормизда, Бакар предложил ему мир, нарушенный грузинами принятием христианства 65. Для закрепления же мирного договора Бакар уступил Ормизду всю Ранскую область, на которую персы давно претендовали. Тогда ее правитель Фероз, зять Мириана, не захотев оставаться во власти Ормизда, немедленно принял от Бакара христианство со всеми жителями своей области и выселился в свободную область Грузинского царства, лежащую между реками Храми и Алгети, выше крепости Самшвильде. Персы по соглашению, заключенному с грузинами, обязывались вступиться за права Бакара и удержать всю Грузию за ним.

Грузия одержала над армянами блистательную победу, Бакар при посредничестве императора Констанция и шаха заключил с армянами договор, по которому потомки Рева, зятя армянского царя Тиридата, навсегда устранялись от грузинского престола и не имели прав изъявлять претензий на него, пока оставался в живых кто- нибудь из потомков Бакара. Только с пересечением этих последних предоставлялись им все права на грузинский престол. Скрепив таким образом договор с согласия двух властелинов, царь ограничил навсегда притязание армянской власти на грузинский престол, а вместе с тем и пресек навсегда возможность вмешательства в дела Грузинской Церкви армянскому духовенству. Бакар же, в свою очередь, зная кичливый и неспокойный характер армянского народа и желая навсегда пресечь возможность пользоваться именем его племянников как предлогом к занятию Грузии инородцами, немедленно вытребовал из Армении своих племянников и дал им в вечное владение область Кухетию 66 сначала сделав их правителями Руставской области и поставив в полную зависимость от грузинского престола. Таким образом, Бакар навсегда оградил царство и Грузинскую Церковь от иноземного владычества.

Снова занялся устройством внутренних дел: по всем областям воздвигал новые храмы, из числа которых особенно замечателен Урбнисский, сделавшийся впоследствии кафедральным в Верхней Карталинии; умножил число священно- и церковнослужителей, повсюду ввел тогдашний устав Греческой Церкви.

При нем скончался первый архиепископ грузинский Иоанн I и на место его возведен, по завещанию св. Нины, бывший при ней иерей Иаков, крестивший кахетинцев.

Остальное время своей жизни Бакар провел в благочестии христианском, как и отец его св. Мириан, мирно скончался в 364 году и был погребен вместе с братом своим Ревом (вероятно, в Самтаврском же храме).