St. Nina's Garden

62. По неизвестной причине экзарху Грузии Евсевию вздумалось отменить пятнадцативековое празднование Преображения Господня, столь знаменитому для Грузии, и назначить храмовым праздником день Казанской иконы Божией Матери 22 октября/4 ноября, никогда не празднуемой Грузинской Церковью и не известной этой последней.

63. Смотри об этом интересное донесение на высочайшее имя Цилканского архиепископа Иоанна - католикосу Антонию от 1 марта 1800 г., в котором обстоятельно повествуется история построения св. храма с определением границ упомянутой епархии и обязанностей самих владык цилканских.

64. Многие признают путешествие по святым местам не царевича Бакара, а царя Мириана, но все древнейшие документы умалчивают о подобном путешествии. Откуда почерпнули свое показание новейшие писатели, положительно неизвестно. Против факта принесения в Грузию царевичем Бакаром иконы Божией Матери из Палестины никто не в состоянии сказать что-нибудь, так как сама икона налицо в Цилканском храме. Царевич, путешествуя по Палестине, вероятно, делал вклады по разным святыням ее от имени своего отца, а нынешние писатели навязали Мириану небывалое путешествие по св. местам. Но пока ни один из древних памятников не говорит в пользу путешествия Мириана.

65. Моисей Хоренский. Кн. III. Гл. IV. С. 167.

66. Кухетия с городом Рустави занимала левый берег реки Куры со степями нынешнего Караяса.

67. Тухаретская крепость была расположена недалеко от правого берега реки Чорох в Шавшетии против Тбети. В настоящее время, к несчастью, она входит в состав Турции.

Глава III Первая попытка язычества уничтожить в Грузии христианство

Время царствования Бакара II не ознаменовано построением новых храмов. Из политических расчетов он женился на дочери Тиридата II - сына Рева, от которой после довольно долгого времени родился наконец у него сын, нареченный в св. крещении Мурваном.

Необыкновенный младенец подавал большие надежды отцу и Церкви. По словам летописи, он рос благодатью Божией, укрепляясь премудростью. Вскоре Мурван достиг отроческих лет; своей красотой и благоразумием он поражал всех окружающих его. Церковь вместе с отцом его радовалась и благодарила Бога, давшего им столь необыкновенного юношу.

В это время между греками и персами вспыхнула война. Император Феодосий, не уверенный в верности грузин империи, опасаясь неустойчивости со стороны греков, дабы Грузия не примкнула к Персии, потребовал от Вараз- Бакара в знак верности к себе аманатов, или заложников. Подобное требование императора жестоко оскорбило самолюбие царя, подозреваемого в неверности. Желая смыть с себя пятно подозрения, Бакар без сопротивления уступил требованию императора, хотя очень неохотно отпустил от себя единственного и горячо любимого своего сына Мурвана с прочими знатными юношами своего царства.

Юноша Мурван принят был в царские палаты весьма благосклонно и, по словам биографа, уравнен в правах с остальными членами императорской семьи. Живя в императорских палатах, юноша не оставил своих привычек и занятий, отличаясь вообще необыкновенно простой и святой жизнью. Окруженный роскошью Востока, он пожелал отправиться в Иерусалим и в одной из Иорданских пустынь принял иночество под именем Петра, живя в строгих монастырских подвигах и лишениях. После смерти Маиумского епископа евтихианствующие 68 греки, зная святость жизни Петра, против его воли выпросили знаменитого инока на Маиумскую кафедру. После долгого управления Церковью блаженный Петр скончался 2 декабря 474 года, и Церковь Иверская за великие подвиги и святую жизнь причислила его к лику своих святых. 69

Бакар, зная давнишнее желание Византии с самого начала водворения в Грузии христианства во что бы то ни стало подчинить эту последнюю своей власти, стал весьма неприязненно относиться к христианам, которым давал ясные намеки на свое нерасположение к Константинополю. Церковная иерархия, состоящая в то время большей частью исключительно из греков с верховным правителем ее во главе, служила видам и целям константинопольского двора. По ее принуждению Бакар лишился горячо любимого своего сына, испрошенного у Бога, и многих знатных юношей вместе с ним.

Как человек, весьма любящий свою родину и Церковь, он с горестью смотрел, как из-за бездетности его престолом должны были завладеть ненавистные ему потомки Рева. Чтобы избежать этого, не спрашивая уже согласия греческого духовенства и вопреки тогдашним церковным канонам, запрещавшим окончательно второй брак при жизни первой жены, он женился на другой, взяв в супруги внучку Фероза, бывшего правителя Рани. Живя таким образом с обеими женами, своим поступком царь подавал немало соблазна всем своим подданным. Но раздраженный и вместе с тем скрытный Вараз-Бакар не обращал на это никакого внимания, оправдывая свой поступок действием греческих властей и верховных правителей своей Церкви.

Брак его со второй женой был гораздо счастливее, чем с первой. От второй жены родился у него сын, по имени Парсман; вслед за Парсманом, к удивлению всех, первая жена его родила ему двух сыновей - Мирдата и Тиридата. Царь, видя хитрые проделки греков, поневоле склонился на сторону персов, имевших на него огромное влияние и по политическим расчетам оказывавших ему притворную дружбу и защиту от греков и их притязаний. По натуре трусливый и легковерный, он невольно предался гнусной и вероломной политике персидского двора. Роскошная жизнь, вторая жена и огромное влияние на него персов, врагов его Церкви и государства с их магами, окончательно затмили в нем все христианское чувство. Он сделался даже врагом Грузинской Церкви. Но эта вражда не могла высказаться ни в чем, так как вся остальная власть, дворяне и народ, по выражению летописи, были весьма тверды в христианстве, и, в случае серьезного сопротивления с его стороны, он мог лишиться престола.