St. Nina's Garden

85. Там же.

86. Монофизиты утверждали, что Христос, хотя рожден из двух природ или естеств, не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью Его божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно может различаться от божественной.

87. В 451 году отцы IV Вселенского Собора в Халкидоне постановили следующее. "Итак, последуя св. отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве: истинного Бога и истинного человека, того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа Единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо, в одну ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ отцов наших".

88. Вартан Мамиконьян, изменивший христианству, назначен был Иездигердом правителем персидской Армении. Вернувшись с войском, состоящим из армян, он немедленно поднял общее восстание всей страны, которая после ужасных кровопролитий сняла с себя иго персов. Иездигерд, узнав о подобной новости и о всех ужасах, производимых восставшими, отрядил на персидскую Армению самую лучшую, отборную часть своего войска. Оно немедленно наводнило собой всю Армению. Армяне во главе с Вартаном смело встретили врагов - произошла ужасная схватка, армяне проиграли битву, и Вартан был безжалостно казнен, как возмутитель против власти, желавший освободить свою родину от персов.

Глава IV Начало царствования Вахтанга I, его войны. Мученичество св. Раждена

На пятнадцатом году Вахтанг, именно в 446 г., венчался на царство. В тронной речи нового царя обнаружился в нем самый тонкий ум, который показывал, что юноша без страха и с надеждой на Бога смело может управлять Церковью и государством. Сидевшие по правую руку его архиепископ Михаил, по левую Бинкар и остальная знать удивлены были его умом, настойчивостью и геройским духом. Но еще более поразило их, когда царь объявил, что безотлагательно решается идти войной против горских народов оссов и их правителя Бакатара 89 пленившего прекрасную сестру его Мирандухт.

Произнесенная царем речь ободрила всех присутствующих, и спустя некоторое время решено было начать войну с горцами. Со всех концов царства собраны были войска со вспомогательными отрядами Райского правителя, которые расположились на северной стороне неподалеку от столицы за Гартис Карской крепостью в Мухнарской долине. Перед выступлением на войну Вахтанг сделал смотр войскам и пришел в восторг от всеобщего воодушевления и обилия всего необходимого для войны. Вслед за тем написал завещание, по которому правительницей страны оставлялась царица Сагдухт, а первая сестра его Хваранзе в случае смерти царя должна была выйти замуж за двоюродного брата его армянского принца Мирана, потомка царевича Рева, за которым должен был остаться и сам престол Грузинского царства.

Вручив завещание своей матери, Вахтанг после семидневного поста и молитвы, приобщив христианское войско Святых Таин Тела и Крови Христовых, выступил в поход. Когда он вошел в область Тианетскую, правители ее вынуждены были признать власть царя. Оттуда Вахтанг прошел ущелье Дарьяльское, спустился в долину реки Терек и расположился лагерем на берегу ее. Оссы и хозары огромными полчищами выступили против него и стали лагерем на противоположной стороне той же реки. После семидневной бесполезной стоянки участь врагов Грузии решилась поединком царя с предводителем хозар. После победы хозары признали власть Вахтанга. Победив таким образом и другого врага Бакатара, выставленного оссами 90 царь слез с коня и перед всеми воздал благодарение Богу. После единоборства войско Вахтанга окончательно победило оссов и заставило признать власть Вахтанга, освободило сестру и других знатных особ, томившихся у них в плену.

Не довольствуясь этим, оно под предводительством царя направилось в землю печенегов, которые не ожидали его. Вскоре они были подчинены власти Вахтанга и с них взята богатая дань. Таким образом оградив себя с севера, Вахтанг победоносно вернулся в Мцхет, на обратном пути восстановил Дарьяльские ворота и крепость, основанные царем Мирдатом I в 112 г. ДО Р. X., и в охрану оставил тут довольно сильный гарнизон, состоящий исключительно из грузин. Все горские народы признали власть Вахтанга с обязательством выплаты ежегодной дани.

Царь торжественно с преднесением св. креста вступил в Мцхет. Радость народа и Церкви была невыразима. Щедрые милостыни посыпались от рук юного царя, получившего славу победителя северных врагов, считавшихся до сих пор непобедимыми. Все бедные и богатые были равно утешены им.

Через главного мага Бинкара Вахтанг послал персидскому царю Орбиузду (f 456 г.) богатейшие подарки и просил у него руки его дочери Балендухт. Орбиузд исполнил желание царя, вместе с богатыми дарами послал ему свою дочь Балендухт в сопровождении воспитателя ее Сраздына, или Раждена 91 Вахтанг пышно отпраздновал свою свадьбу. Затем занялся устройством Церкви и государства.

Благодаря его стараниям царица, его супруга, и воспитатель ее приняли христианство; впоследствии обращение Сраздына весьма благотворно подействовало на Грузинскую Церковь. Время царствования тестя Вахтанга прошло для Грузии весьма мирно и спокойно. Наряду с христианством, без особенного ущерба для Церкви, терпимо было и учение Зороастра, которое, хотя очень не нравилось царю, по необходимости пока допускалось.

Юный Вахтанг через несколько лет после Собора, видя притеснение греков с запада и желая возвратить от них древние части Грузинского царства Кларджетию и другие смежные с ней области, отнятые греками у грузин, собрал свое войско. Затем, присоединив к нему часть персидского войска и часть своего вассала, Райского правителя Вазгена Питахши, родом армянина, немедленно двинулся на страны, лежащие при Понте. Он беспрепятственно дошел до города Назианза, пленяя города и области, встречающиеся на пути.

Войско персидское требовало разрушения церквей и умерщвления церковнослужителей, но Вахтанг воспротивился их дерзкому требованию. Город Назианз был последней границей грузинского похода. По свидетельству грузинской летописи, пленных у царя было великое множество, но были освобождены все до единого убеждениями учеников св. Григория Чудотворца, иерея Петра и инока Самуила. Наконец между императором Аеоном и Вахтангом заключен был мир 92, который был весьма выгоден для Грузии. По нему Кларджетия и смежные с ней провинции Эгриси и Абхазия всецело перешли к Вахтангу. Взяв с собой огромную добычу, он вернулся назад, основав по дороге через Кларджетию крепость Тухарис, а неподалеку от селения, лежащего близ новой крепости Артануджи, заложил довольно большую обитель Артануджскую, которая в скором времени была достроена. Правление областью и саму новооснованную крепость вручил сотоварищу своему по воспитанию вельможе Артвазу; сам же возвратился в Мцхет.