St. Nina's Garden

101. См.: Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. Ч. I. С. 141 - 152. История Армении Чамчиана. Ч. I. С. 518; Лазаря Парбийского. С. 93, 185, 191. Bulletines scientifique publie par lAcadem. impromptu des sciences de S.-Pbg., tom X. № 19, 20, 21, а также Martirologie arm. 25 Decembre Venise tom., IV, p. 63; Историю Армении Oukthanes dourha, s. Xes, pag. 347 и много других историков грузинских.

102. Сионами в Грузии назывались храмы без куполов. Подобный древний храм Сиони весьма хорошо уцелел в монастыре св. Шио, в селении Руиси и в других местах. Дабы не потерять навсегда план древней церкви, царь Вахтанг внутрь нового Мцхетского собора с южной стороны св. мироточивого столба велел поставить каменную модель прежнего храма св. Мириана.

103. Мцхетские католикосы до XIV в. были полными владыками на всем Кавказском перешейке. После отделения Имеретии от Грузии в 1390 г. на берегу Черного моря появилось новое самостоятельное католикосство имеретино-абхазское, имевшее кафедрой великолепный Бичвинтский храм. Оба заведовали делами Церкви безотчетно. Подчиненные католикосов, по примеру феодалов, образовали государство в государстве, и по этому оба эти владыки считались духовными царями своих стран. Католикосы наравне с царями пользовались одинаковыми правами и почестями в народе; подобно им, и некоторые отдельные члены духовной иерархии всецело сравнивались в достоинстве с членами светской власти. Подобное явление происходило вследствие того, что большей частью как сами католикосы, так и главные духовные сановники по рождению большей частью принадлежали царскому дому и важнейшим княжеским фамилиям. Власти Мцхетского католикоса подчинялись: Верхняя Карталиния, Нижняя Карталиния, Кахетия, Осетия, Шеки и Алвания с Ширванской областью до границ Персии.

Духовная же власть Бичвинтского католикоса обнимала Имеретию, Мингрелию, Гурию, Сванетию и Абхазию почти до берегов реки Кубани. Мцхетские католикосы имели в своем распоряжении довольно большое население, войско и свою администрацию: кроме личного штата, в состав которого входили так называемые "сыны Мцхета", они имели в своих землях и поселениях управляющих, или моуравов, собиравших повинности деньгами и натурой. В пользу католикосов взимались в определенных пунктах даже таможенные пошлины. Им принадлежали рыбные ловли на главных реках Грузии. Войско их подлежало главным образом только их ведению, они имели в своем распоряжении генералов, ими же назначавшихся и от них же получавших как жалованье, так и приказания. Во время особенных войн католикосы сами предводительствовали своему войску, а в мелких их генералы. Точно таким же образом отдельными отрядами Церкви командовали епископы и настоятели важнейших монастырей или их капитаны. Даже остальная часть Грузии, бывшая под властью царей и вельмож, в отношении суда не избегала влияния духовной власти. Впрочем, нужно сказать, что всему этому духовные владыки Грузии обязаны были самим царям и вельможам, питавшим к ним неограниченное доверие; но они не силой похищали свои права и привилегии у светской власти. Нужно прибавить к этому, что они с честью проходили свое служение Церкви и государству - католикосы и отдельные владыки служили главным оплотом Грузии против окружающих врагов христианства.

104. См.: Procop. de bello persico lib. I, cap. XII, Evagri. Schol. Hist. lib. IV, cap. XXII, Julie. Call. Hist. XVII cap. XIII Procop. de bello goth. lib. IV, cap. III.

105. Вебер. Всеобщая история. Т. II. С. 64.

106. К трудам нового царя следует отнести и основание довольно обширного и вместе с тем великолепного по своему изяществу Тцкароставского соборного храма. См.: Ак. Броссе. Voyage archeologique. 1848. Вышеупомянутый храм согласно его надписи реставрирован царями курапалатами Багратом и Константином. Первый из них правил

в 980 - 1014 г

Глава VII Новая попытка огнепоклонников уничтожить в Грузии христианство

Вскоре после смерти католикоса Тавпечага персы снова вторглись в Грузию. Парсман, видя угрожающее бедствие от персидского царя Хосрова, сына Кабада, вступившего на престол в 531 г., стал в защиту Церкви. Обязательством службы и повиновения Персии он отстоял разрушение и разорение святых храмов Карталинии и других северо-западных провинций своего царства, но, кажется, другие смежные с ними провинции преданы были мечу и пламени.

Почти в то же самое время по интригам греческих властей западная Грузия подчинена была императору Юстину (518 - 527 гг.). Видя отпадение западных провинций, персы снова взялись за оружие с целью окончательного искоренения в Грузии христианства. 108

Но иначе угодно было Божественному Промыслу, постоянно заботившемуся о Своей Церкви. На защиту и покровительство Грузинской Церкви избран был теперь греческий император Юстиниан I Великий, благодаря которому в Западной Грузии было восстановлено христианства и обращены в христианство горцы Абхазии. Восточные же провинции Грузии находились под персидской властью и были стеснены магами.

Новый царь Парсман VI, которому очень покровительствовал император Юстиниан I, вступив на престол по смерти дяди своего в 542 году, занялся возобновлением и устройством храмов, городов и сел разоренных провинций. В царствование его скончался католикос Мцхетский Чирмаг.