St. Nina's Garden

Второе послание было адресовано на имя Кириона и главных сановников страны. Оно начиналось следующим адресом.

"Господину Кириону, другу святых, католикосу Иверии; князьям Нерзею, Вагану и Брзмею 146, от Вартана и всех служителей св. Церкви: поклон во имя Господа. Наш высокопочтенный епископ Моисей написал недавно вам относительно обмана некоторого епископа куждика, чтобы не произошло какого-либо нововведения в вере между двумя странами, где она покоится на чудном основании, положенном храбрым и отважным мучеником, св. Григорием 147.

Это не достойно вашего благочестия, чтобы принимать какие бы то ни было излишние учения, разве за исключением трех святых и истинных Соборов, созванных во имя Св. Троицы: из 318 отцов в Никее, 150 в Константинополе и 200 в Ефесе, кроме правил веры, постановленных св. отцами и учеными нашими и вашими; мы не допускаем ничего более, всякий, кто примешивает к вере, чистой, подобно алмазу, и к ее незапятнанному учению двусмысленные изменения, пусть знает, что он чужд нам и отлучен от православной веры, ибо вера учит нас быть приятными Господу. Так как мы достигли последних времен, то никто из нас не может остаться в нерешительности, ибо преподобный апостол говорит нам, что будет возмущение. Что же касается этого обстоятельства, то говорится также: "Кто будет проповедовать более, чем написано в Евангелии, пусть будет отлучен", ибо во всех православных церквах света известно, что мы держимся Евангелия, утвержденного на Никейском Соборе, а не богохульного Халкидонского Собора. Если это так, то мы не должны ломать твердое основание нашей веры, ибо тот, кто потрясает правила, предначертанные св. отцами нашего отечества, тот подобен змию, восстающему против Евангелия, и кто расшатывает основание истинной веры, наказывает тем сам себя. Итак, вы должны ревностно развивать и распространять истинную веру наших отцов, которая преуспевает в нашей земле 148 силой даров Божественного Провидения. Если в вашем уме есть какие-либо сомнения, и вы их желали бы разрешить, напишите славным князьям нашей земли, чтобы прибыли мы к вам, или изложили посредством письма, или вблизи в словесном объяснении. Мы докажем вам посредством свидетельств справедливость наших слов. Будьте здоровы".

Третье послание отправлено было на имя епископа Петра.

"Великому Петру, блестящему почестями, по милости Божией от Вартана и единодушного собрания всех служителей св. Церкви святой поклон. Преподобный апостол Павел, который предвидел пришествие, пишет: "И будут между вами ереси, и избранные покажут себя" (ср. 1 Кор. 11, 19). Мы узнали, что вы полны усердия и любви к истинной вере; как прежде наш почтенный епископ Моисей писал в вашу страну, чтоб держались в стороне от обманов куджикского епископа, тем более мы должны избегать хульных наставлений нечестивого Халкидонского Собора, которые заключают в себе настоящий иудеизм, относительно которых ко мне пришла еще печальная новость, что в вашей стране им оказывают уважение, совершенно не заслуженное этим недостойным собранием 149, до такой степени, что один епископ из вашей страны избежал, чтобы известить меня о невыразимом вреде о невыразимой ране, причиненном этим Собором, т. е. Халкидонским. Итак, мы написали по этому поводу вашему католикосу и вашим князьям, чтобы не было сделано никаких нововведений в вере между нашими двумя странами, но чтобы оставались непреклонными в том, что установил Господь Бог при посредстве св. Григория и с помощью многих чудес. Что же касается вас, то будьте началом мира, чтобы уничтожился обман, и правда восторжествовала, и чтоб епископ возвратился; в противном случае, будем всегда во вражде с вашей страной. Если это письмо найдет себе противников, то напишите князю нашей нации, который пошлет меня туда, и все исполнится по воле Бога. Будьте здоровы".

Моисей достиг своей цели, письма были получены им через его слугу. Думается, что Моисей употребил здесь хитрость особого рода; прося Вартана выслать на его имя письма, желал секретным образом узнать содержание их, чего, конечно, он и достиг. Немедленно снарядил своего маленького посла, как выражается сам в своем письме к Вартану, и через него отправил их по назначению. Явившись в Мцхет, молодой человек вручил их, кому следовало.

Католикос Кирион, и без того раздраженный вероотступничеством всей Церкви Армянской вообще и Моисея с партией в частности, с самолюбием, жестоко оскорбленным упреками, советами и указаниями монаха-местоблюстителя, в состоянии был вынести еще личное оскорбление, но оскорбление, нанесенное монахом восточному Вселенскому Собору, было для него более чем невыносимо.

150

Католикос в послании Вартана видел весьма неуместное посредничество, которое могло отвлечь истинных сынов Церкви. Для этого из местных особ снова созвал собор в Мцхете, на котором прочтены были послания Вартана, проникнутые монофизитством, снова наложено анафематство на всю Армянскую Церковь и громко подтверждено исповедание веры, утвержденное на св. Халкидонском Соборе наравне с предшествующими тремя Вселенскими Соборами.

Кирион взял у всех присутствующих клятвенное обещание твердо стоять за Иверскую Церковь, согласную во всем с Вселенской Церковью. После нового соборного определения

Кирион позволил тем, кому присланы были послания, ответить Вартану.

Ответные послания, которые не дошли до нас, вероятно, заключали в себе весьма резкие обвинения против нового учения, принятого армянами, неслыханного прежде, так как послания эти как аргументы, свидетельствующие и говорящие во всем против армян и их учения, были уничтожены фанатиками - приверженцами монофизитской ереси.

Однако по письменным намекам Моисея и Вартана можно восстановить то немногое, что бросает некоторый свет на их содержание. Так, например, епископ Моисей пишет к Вартану, что когда маленький слуга его привез послания местоблюстителя в Грузию, он долго не мог передать их Кириону лично, наконец, только через других особ вручил их католикосу. Затем описывает состояние Кириона после получения посланий и его угрозы послать их первопрестольным кафедрам.

Далее говорится, что ответы были вручены тому же послу для передачи Вартану через Моисея. Моисей, получив ответы, шлет их к Вартану и просит сообщить их содержание. Вартан исполняет желание Моисея и передает ему в нескольких словах содержание послания от знатных особ, обходя все остальное глубоким молчанием. Вартан признает знатных особ Иверского царства больными и не знающими, что они говорят. На просьбу Вартана снова восстановить Моисея на Цуртагскую кафедру князья в послании отвечали, что они князья такой- то веры 151 и таких то правил 152, и что если Моисей желает вступить снова на утраченную им кафедру, если это ему угодно, то только с условием во всем всецело подчиниться католикосу иверскому и занять свое место 153. Далее Вартан сказал, что передачу содержания ответного послания к нему иверской знати считает лишней, вероятно потому, что дальше шло справедливое обвинение Моисея и описывались все его поступки, что Вартан обходит также молчанием. Но этого, конечно, Моисей и не добивался узнать, так как и без того хорошо были известны ему все его поступки.