St. Nina's Garden

130. См. это послание ниже.

131. См.: Страдания святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. С. 151. Кроме русского перевода грузинскую рукопись, где прямо повествуется об этом факте.

132. См.: Книга писем. Тифлис, 1901.

133. Бдешх (начальник) Ранской области - титул, который носили первые сановники в древней Армении и Южной Грузии.

134. Еп. Моисей говорит про грузин.

135. Т. е. императору и вообще грекам.

136. То место, вероятно, означает что вероопределение изложено правильно и объяснено яснейшим образом.

137. Снова ложь. Цуртагская область никогда не оглашалась проповедями св. Григория. См. события времен царствования грузинского царя Бакара I, сына св. царя Мириана, крестившего правителя этой страны, зятя своего Фероза.

138. См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Ч. I, 36 и далее; грузинскую рукопись об осаде Иерусалима, писанную неизвестно кем.

139. Слово о всеобщей жизни, как мне помнится, на Востоке означает Евангелие, а часто и Христа Спасителя.

140. Учение Православной Церкви глубоко пустило корни в среде простодушных цуртагцев, которых Моисей хотел возмутить и попрать святые чувства бывшей своей паствы введением в них мерзкого учения монофизитов.

141. Т. е. Кирион.

142. Имеются в виду православные.

143. Кто этот еп. Петр, достоверно неизвестно, скорее всего архиепископ Самтаврский, приближенный к католикосу и имевший большое влияние на ход дела.

144. Имеются в виду грузины.

145. Т. е. к монофизитству.

146. Думаю, что один из них - сын Бакара III, владетель Кахетии, отца которого теперь не было в живых, а остальные - влиятельные лица Юго-Восточной Грузии, имевшие особенное влияние на Ранскую и другие смежные с ней провинции.

147. Вольно им не принимать истинного смысла учения св. Церкви. Всякий, отделившийся однажды от кафолической Церкви, невольно теряет и само понятие об истинной Церкви, а потеряв его, теряет и саму возможность достичь истинного блаженства, обещанного Христом.

148. Имеется в виду монофизитство.

149. Действительно, армянские пастыри, называющие Халкидонский Собор иудействующим, сами были иудействующими, ибо, как известно, все господские праздники и другие священные события, за исключением весьма немногих, они празднуют по субботам. Кроме того, в евхаристии употребляют опресноки наподобие иудействующих "иерусалимских назореев"; в храме сохранили библейскую завесу, "раздравшуюся" при распятии Богочеловека и уже не составляющую более церковной принадлежности и т. д.