St. Nina's Garden
144. Имеются в виду грузины.
145. Т. е. к монофизитству.
146. Думаю, что один из них - сын Бакара III, владетель Кахетии, отца которого теперь не было в живых, а остальные - влиятельные лица Юго-Восточной Грузии, имевшие особенное влияние на Ранскую и другие смежные с ней провинции.
147. Вольно им не принимать истинного смысла учения св. Церкви. Всякий, отделившийся однажды от кафолической Церкви, невольно теряет и само понятие об истинной Церкви, а потеряв его, теряет и саму возможность достичь истинного блаженства, обещанного Христом.
148. Имеется в виду монофизитство.
149. Действительно, армянские пастыри, называющие Халкидонский Собор иудействующим, сами были иудействующими, ибо, как известно, все господские праздники и другие священные события, за исключением весьма немногих, они празднуют по субботам. Кроме того, в евхаристии употребляют опресноки наподобие иудействующих "иерусалимских назореев"; в храме сохранили библейскую завесу, "раздравшуюся" при распятии Богочеловека и уже не составляющую более церковной принадлежности и т. д.
150. Кириону предоставили действовать по его усмотрению все епископы, священники, иноки, князья и весь народ страны Иверской и приверженцы его. Под словом приверженцы должно подразумевать лиц армянского происхождения, о которых писал он св. Григорию, папе римскому; или можно также подразумевать лиц армянского происхождения, но не принявших монофизитское учение.
151.Т. е. греко-грузинской.
152.Т. е. держащихся правил IV Вселенского Собора.
153.Т. е. признать IV Вселенский Собор.
154.См. Охтанеса Дура на армянском языке "Историю Армении" X в.
155.Каноны этого собора неизвестны. См.: Тамич. История Армении. Т. II. Ст. 493.
156.Т. е. монофизитскую.
157.Вышеизложенную грамоту, данную Сумбату И епископами Армении.
158. Еретики, которые признавали Иисуса Христа усыновленным Сыном Божиим.
159.Монтанисты учили о продолжении в Церкви Откровения и благодатных даров. По их понятию, Церковь Божия на земле развивается под водительством благодати постепенно и имеет свои возрасты. Так, под водительством Откровения в Моисеевом законе она была в периоде отрочества, под благодатью Христовой или Евангелием - в периоде юности, при откровениях чрез Монтана и других пророков Церковь вступила в период мужества.
160.Монтан, живший во II в. в Мизии, вообразил себя вдохновленным свыше пророком, Параклитом, Которого обещал послать на землю Спаситель для того, чтобы очистить Церковь от примеси чувственности. Проповедовал строжайший аскетизм, доходивший до изуверства.
161.Т. е. армян-монофизитов.
162. Послание это заключается в: Patrologie cursus complectus, tom LXXVII, p. 1203.