St. Nina's Garden

176.Подобные бродячие епископы и монахи из сирийских еретиков многократно появлялись в пределах Грузинской Церкви с учением, противным св. Халкидонскому Собору, и изгонялись из страны, - как свидетельствует нам святейший католикос Арсений, живший в XII в. в своем повествовании об отделении Армянской Церкви от Грузинской, - рукопись эта хранится в библиотеке Алавердского собора.

177.Этот Ювеналий, епископ Иерусалимский (428 - 458 гг.), был верным последователем св. Халкидонского Собора, которому так противостал один еретичествующий монах по имени Феодосий, что епископ принужден был на время оставить Иерусалим и снова вернулся к своей пастве в 453 году. Он умер, оставив по себе громкую славу защитника Православия и святой жизни.

178.Фотий был епископом Цуртагским во времена мученицы св. Шушаники 458 г. О нем упоминается в жизнеописании св. Грузинской и Армянской Церквей. См. также Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники.

179.Как сами имена, так и названия епархий, которые упоминаются в послании, показывают явно, что подобных епархий не существовало в перечне епархий Грузинской Церкви. Епископские кафедры получили при царе Вахтанге Гург-Аслане известную определенность относительно своих пределов, и более никогда не нарушался порядок, установленный при царе, пользующемся до сих пор особым уважением. В перечне же епархий Армянской Церкви находим до сих пор названия упомянутых епархий, входящих в состав той же Церкви.

180.Знаменитый епископ Низибийский во времена персидского царя Фируза.

181.Церковь св. апостолов в Константинополе, т. е. кафедра Константинопольская.

182.Церковь Воскресения Христова во Иерусалиме, т. е. кафедра Иерусалимская.

183.Разумея Сомхетию, или Южную Грузию, в пределах которой находилась Цуртагская область. Вероятно, вместо Армении у Кириона поставлена была Сомхетия, - что в то же время означает в тесном смысле и области Армении. Но никак нельзя допустить, чтобы Кирион совершал путешествие в пределах Эчмиадзинской епархии. Здесь понимается путешествие его именно по Цуртагской области для утверждения в Православии своего стада.

184.Вероятно, это должно относиться к католикосу Моисею, уже скончавшемуся. Подобного нет в письме Моисея.

Послесловие от редакции

Итак, христианство в Грузии, впервые появившееся на грани I и II веков после проповеди апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, благодаря трудам сосланного в Херсонес Таврического Климента, епископа Римского, деятельности христианских миссионеров из пограничных провинций, общению с христианами, бежавшими из Римской империи или сосланными на берега Черного моря и грузинскими евреями, не прерывавшими связей с Палестиной и Сирией, христианство, ставшее в IV веке государственной религией стараниями равноапостольной Нины, в IV веке было распространено повсеместно, а грузины считались самыми ревностными христианами на Востоке.

Принявшая около 300 года крещение стараниями св. Григория (Григория Партева, 257 - 335) соседняя Великая Армения, где, по преданию, христианство возникло еще во время земной жизни Иисуса Христа, непрерывно боролась то с Византией, то с Персией, много раз переходя из рук в руки.

Когда Персия потребовала от Армении отступиться от христианства, на соборе в Вагаршапате (451) было составлено исповедание веры: "От этой веры не могут отклонить нас никакая власть или сила, ни ангел с неба, ни земной владыка, ни огнь, ни меч. Достояние наше в ваших руках, но владыка веры нашей есть один Бог, с Которым мы неразлучно соединены". Епископы соборно постановили с оружием в руках защищать веру: "Да поднимется рука брата на брата родного, если он отречется от заповедей Господних. И отец без сострадания да пойдет на сына и сын на отца. И да не боится более жена поднять руку на мужа вероломного, и да восстанет слуга на господина..." - звучало соборное послание. Персы подавили восстание и замучили католикоса Иосифа I за несогласие на огнепоклонничество.

Во время борьбы Церкви с ересями в IV и в первой половине V века Армянская Церковь оставалась верной Православию, но во второй половине V века она отпала из-за монофизитской ереси. Как в первом христианском государстве могло произойти подобное?