The Sacred Biblical History of the Old Testament

Сам город Ур Халдейский был даже центром местного идолопоклонства и славился своими храмами идолам, среди которых самым почитаемым была луна. Все это не могло не оказать дурного влияния на благочестивое семейство, так что сам Фарра к концу. своей жизни изменил своей вере и стал идолопоклонником (Нав. 24:2). Но сын его Аврам не последовал примеру своего отца, ничтожность идолов еще больше укрепила в нем веру в истинного Бога. За стойкость в вере и пламенную любовь к единому истинному Богу Господь избирает его носителем и хранителем этой веры.

Чтобы отдалить этого праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Авраму переселиться из Халдеи в Ханаанскую землю, которую Бог обещает отдать ему и его потомству на вечные времена. "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:13). Авраму в это время было 75 лет, он был женатым человеком и хотя не имел детей, все-таки вполне устроился на своей родине, и требовалась большая вера, чтобы оставить все и идти в неизвестную землю. Но у Аврама была крепкая вера, в доме отца своего он боролся с идолопоклонством, и теперь, слыша такое великое обетование, он "Верою повиновался. призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет" (Евр. 11:8). Узнав, что его сын Аврам желает переселиться из г. Ура в Ханаанскую землю, Фарра решил не разлучаться со своим старшим сыном и пошел вместе с ним в обетованную землю. Но Господь не допустил идолопоклонника Фарру в обещанную Авраму землю. Фарра умер в Харране, на севере Месопотамии. В этом городе остался жить Нахор, брат Аврама.

Взяв жену, племянника Лота (оставшегося сиротою после смерти своего отца Арана) и всех своих слуг, Аврам с многочисленным скотом вышел из Харрана, переправился на правый берег Евфрата и направился по Сирийской пустыне в Дамаск, где нашел себе верного слугу Елиезера. Затем, перейдя реку Иордан, вошел в землю Ханаанскую и раскинул свой шатер у дубравы Море, близ Сихема, в одном из самых прекрасных мест страны. Там вторично явился Господь Авраму и подтвердил, что отдаст эту землю его потомству. В благодарность Богу Аврам соорудил здесь жертвенник и совершил жертвоприношение. Но вскоре в обетованной земле наступил голод, и Аврам в поисках хороших пастбищ для скота решил без благословения Божия переселиться в Египет - житницу древнего мира.

Аврам в Египте

Быт. 12

Египет в это время находился уже на высокой ступени цивилизации. На берегах Нила возвышались пирамиды. Неограниченный правитель - фараон - считался прямым потомком богов и принимал от своего народа божеские почести. Науки и искусство процветали, и имелась уже значительная литература по разным отраслям знаний, особенно по анатомии и медицине. В больших, богатых городах возвышались многочисленные храмы и обелиски, повсюду можно было видеть множество сфинксов, всевозможных статуй и идолов - из камня, золота, серебра, бронзы и слоновой кости. Богатейшие, покрытые росписями и скульптурными рельефами гробницы с покоящимися в них набальзамированными телами (мумиями), представляли собой целые "города мертвых". Кругом же кипела самая бойкая, цветущая общественная жизнь. Фараонов дворец в Мемфисе был наполнен всевозможными жрецами и волхвами, состоящими в качестве приближенных советников фараона. Все это, несомненно, должно было поразить Аврама, хотя он и видел нечто подобное на своей родине в Халдее.

Египетские чиновники не препятствовали кочевым племенам пасти свои стада на свободной земле, но за это они брали с них определенную плату. Кроме того, они иногда забирали у кочевников красивых женщин и посылали их в гаремы вельмож или даже самого фараона. Аврам знал об этом. Боясь, чтобы египтяне не убили его из-за Сары, он просил ее, чтобы она в Египте называла себя не женой, а сестрой Аврама. Предосторожность оказалась не напрасной. Красивая Сара понравилась фараону, и он взял ее в свой дом, а своего мнимого шурина наделил богатыми подарками: мелким и крупным скотом и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами (Быт. 12:16). Но "Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову" (Быт. 12:17), так что он вынужден был возвратить ее мужу и велел им оставить его страну. Покинув Египет, Аврам поселился в обетованной земле в окрестностях Вефиля.

Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена

Быт. 1314

Между тем стада Аврама и его племянника Лота умножились так, что им стало не хватать пастбищ. Между пастухами Аврама и Лота то и дело происходили споры из-за пастбищ. Авраму надоели эти семейные ссоры, он позвал Лота и сказал: "Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево" (Быт. 13:8:9). Аврам великодушно предоставил Лоту право выбора, и тот, не задумываясь, воспользовался им.

Племяннику Аврама приглянулась богатая долина на южном побережье Мертвого моря, где было много хороших пастбищ, и он поселился в Содоме. Сам Аврам, веруя в Божие обетование, остался на скудных пастбищах Вефиля, и за эту веру, соединенную с самоотвержением, Господь наградил его третьим обетованием: "Возведи очи твои, - сказал ему явившийся Господь, - посмотри к северу и к югу, и к востоку и западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной" (Быт. 13:1416).

После третьего богоявления Аврам поселился в долине Мамре, близ Хеврона. Там, в тени дубрав он раскинул шатры и воздвиг Господу новый жертвенник. Это было третье место стоянки Аврама в обетованной земле, и оно сделалось там обычным местом его пребывания. Между тем Лот, отделившись от своего дяди Аврама, поселился в нижней части Иорданской долины, на которой в то время были расположены пять богатых городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Бела (или Сегор).

Каждый из этих городов имел своего царя, но во главе их стоял царь Содомский. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов, омерзительными и противоестественными пороками. Правители этих городов были в порабощении у Еламского (месопотамского) царя и двенадцать лет покорно платили ему дань, а на тринадцатый год возмутились. Тогда царь Еламский, заключив союз с тремя другими царями на Евфрате, пошел войной против бунтовщиков и нанес им страшное поражение. Правители Содома и Гоморры погибли в бою, остальные бежали в горы. Победители с огромной добычей и множеством пленных возвращались к себе на родину. В числе других завоеватели взяли в плен и Лота с его семьей и имуществом. Когда до Аврама дошло известие о таком страшном бедствии его племянника, он, не задумываясь, бросился выручать своего родственника. Во главе трехсот восемнадцати вооруженных слуг и дружественных ему соседей он кинулся в погоню за неприятелем, невзирая на его огромное численное превосходство.

Войска месопотамских царей стали лагерем близ местности Дана, у северной границы Ханаана. Опьяненные победой и трофейным вином, солдаты улеглись спать, забыв, вероятно, выставить ночную стражу. Аврам, поделив своих людей на мелкие отряды, напал ночью на лагерь с разных сторон одновременно, застиг неприятеля врасплох и вызвал такую панику, что все обратились в бегство. Патриарх преследовал врага до самого Дамаска, освободив при этом множество пленных, в том числе и племянника Лота.