The Sacred Biblical History of the Old Testament

Перед тем, как начать военные действия, Иисус Навин сам решил осмотреть стены города Иерихона. Когда он с этой целью приблизился к городу, вдруг недалеко от себя он увидел человека с обнаженным мечом. "Наш ли ты, или из неприятелей наших ?" - спросил у него храбрый вождь. "Нет, я вождь воинства Господня", - ответил незнакомец (Нав. 5:1314). Иисус Навин поклонился ему до земли и в знак уважения к святости места, по его повелению снял обувь. Тогда Архистратиг воинства Небесного открыл Иисусу Навину волю Божию, как взять неприступную Иерихонскую крепость. Весь еврейский народ должен шесть дней, по одному разу, обходить Иерихон с Ковчегом Завета, а в седьмой день обойти его семь раз. Затем он по знаку своего вождя должен громко закричать - и в это время с Божией помощью иерихонские стены разрушатся. Иисус Навин так и сделал. В течение шести дней подряд израильтяне выходили из лагеря и один раз в день торжественной процессией шествовали вокруг крепостных стен на расстоянии, безопасном от стрел и каменных снарядов. Осажденные взбирались на стены и с удивлением и страхом наблюдали за этими действиями, подозревая, что в них скрыт какой-то зловещий магический смысл. Ибо с тех пор, как стоит Иерихон, никогда еще не случалось, чтобы нападавшие вели себя так непонятно. Было в этом что-то тревожное, подвергающее дух осажденных тяжкому испытанию. Во главе шествия в боевом порядке шли вооруженные воины. Сразу за ними шли священники и громко трубили серебряными трубами. Потом шла группа священников, которые на позолоченных шестах торжественно несли святыню израильского народа - Ковчег Завета. Замыкала процессию толпа женщин, детей и стариков в праздничных одеждах. Все шли молча, и в воздухе разносилась только громкая игра труб. На рассвете седьмого дня Иисус Навин снова вывел свой народ из лагеря и шесть раз обошел вокруг стен, храня, как и прежде, строгое молчание. Однако, совершая седьмой круг, народ по данному сигналу громко закричал - и в это время совершилось чудо: стены города Иерихона затряслись до основания и обрушились. Израильские воины с разных сторон ворвались в город, и сражение началось на улицах Иерихона. Господь предал этот город заклятию, поэтому, за исключением Раав и ее родственников, израильтяне истребили всех его жителей. Под конец израильтяне подожгли дома, превратив крепость в пепелище. Они не предали пламени только золото, серебро и медь, ибо ценные металлы заранее были предназначены для нужд дома Господня. Падение Иерихона вдохновило израильтян к дальнейшим завоеваниям.

Взятие Гая

В гористой местности к северу от Иерусалима, на небольшом расстоянии от города Вефиля, высились стены укрепленного города Гай. Разведка, посланная Иисусом Навином, сообщила своему вождю, что Гай стоит на пути дальнейшего продвижения израильтян и что его можно взять штурмом. Укрепления здесь были не такие мощные, как в Иерихоне, поэтому для взятия города Иисус Навин послал три тысячи воинов. Но защитники Гая были люди храбрые, они смело вышли из города навстречу израильтянам и нанесли им сокрушительный удар, обратив противников в бегство. В лагере израильтян воцарилось уныние. Победа небольшого города над израильтянами могла вдохновить всех ханаанских царей и рассеять их страх перед грозными завоевателями. Иисус Навин и старейшины, разодрав одежды, пали перед Скинией, прося у Господа помощи. Господь открыл Иисусу Навину, что причиной этого несчастья был один израильтянин, который при взятии Иерихона присвоил часть добычи, предназначенной для храма. Только смерть виновного могла избавить израильтян тогда от дальнейших неудач. На следующий день Иисус Навин созвал весь израильский народ, чтобы обнаружить преступника. Был брошен жребий, который указал на Ахана, израильтянина из колена Иуды. Он сразу же признался в своей вине: "Точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то" (Нав. 7:20). Он закопал под своим шатром драгоценную одежду, двести сиклей серебра и слиток золота. Присвоенную Аханом добычу действительно нашли в указанном месте. Преступника побили камнями, а его имущество сожгли на костре. На месте казни израильтяне уложили груду камней, чтобы этот памятник на вечные времена служил предостережением для всех, кто когда-либо осмелится нарушить священный закон, установленный Самим Богом. После казни Ахана Господь повелел Иисусу Навину взять Гай всем войском. При взятии Гая Иисус Навин употребил хитрую военную тактику. Под покровом ночи он спрятал неподалеку, в гористой местности, тридцать тысяч воинов, а сам, едва только рассвело, двинулся с остальными отрядами к стенам города, будто бы готовясь к открытому штурму. Царь города Гая, воодушевленный недавней победой, приказал открыть ворота и повел свои войска на врага, чтобы вовлечь его в решающее сражение. После короткой схватки Иисус Навин дал сигнал к отступлению. Преследуя якобы разбитого врага, защитники Гая ушли слишком далеко и когда оглянулись назад, то с ужасом увидели, что их город охвачен пожаром. Израильтяне, прятавшиеся в засаде, молниеносно овладели беззащитным городом и подожгли его. Царь приказал своим войскам немедленно отступить, чтобы поспеть на помощь городу. Тогда Иисус Навин ударил с тыла, а тридцатитысячная израильская армия, захватившая Гай, преградила царю дорогу спереди. Защитники города, попав в окружение, были разгромлены и поголовно убиты. Город Гай был предан заклятию. Жители города были уничтожены и поголовно убиты, а сам город превращен в кучу пепла. После победы Иисус Навин записал на камне все Моисеевы законы и на горе Гевал прочитал их израильскому народу, требуя, чтобы он сохранил верность Господу и никогда от него не отступал.

Хитрость жителей Гаваона

Падение Иерихона и Гая вселило ужас в жителей Палестины. Некоторые ханаанские цари начали понимать, что с грозными завоевателями нельзя бороться в одиночку, необходимо создать союз всех ханаанских племен. Но не все жители Палестины разделяли эту точку зрения. Не желая кровопролития, они хотели заключить мирный договор с израильтянами. Такую точку зрения разделяли жители города Гаваона. Примерно в пятнадцати милях к юго-западу от Иерихона находился город Гаваон. Жители его не отличались воинственностью. Прослышав о победах израильтян, они решили любой ценой избежать столкновения с ними. Однако они справедливо опасались, что грозные завоеватели не захотят заключить с ними мирного договора. И вот, чтобы достигнуть своей цели, гаваонитяне пошли на хитрость. Они послали в лагерь израильтян в Галгале посольство и предложили Иисусу Навину заключить с ними договор о дружбе. "Из весьма дальней земли пришли, - сказали они, - так заключите с нами союз" (Нав. 9:6). При этом они уверяли, что страна их лежит далеко от Галгала, и потому договор будет выгоден для обеих сторон. Они льстили Иисусу Навину, говоря, что слава о нем дошла даже до их далекого города, что союз с таким великим вождем они почтут за честь для себя. Иисус Навин и старейшины поглядели на послов и поверили, что они явились сюда издалека. Вид у них был утомленный, их обувь и кожаные бурдюки для вина зашиты и заплатаны, а хлеб, который они принесли с собою в мешках, покрылся зеленой плесенью. И евреи склонились к тому, чтобы заключить союз с царем Гаваона. Союз был заключен, Иисус Навин скрепил его торжественной клятвой. Однако вскоре он с негодованием узнал, что послы оказались обманщиками, ибо Гаваон расположен совсем неподалеку от Иерихона и Гая. Негодующие израильтяне требовали, чтобы им позволили наказать хитрых жителей города. Но Иисус Навин не. захотел нарушить клятву и отклонил их требования. Жители Гаваона избежали смерти, однако с этого времени они стали данниками у израильтян, регулярно поставляя в их лагерь дрова и воду.

Битва у Гаваона

Иерусалимский царь узнал о трусливом поведении жителей Гаваона и, опасаясь, что другие ханаанские города захотят им подражать, решил жестоко проучить их. С этой целью он заключил союз с царями Хеврона, Лахиса, Еглона и Иармуфа и во главе объединенных вооруженных сил подошел к стенам Гаваона. Но жители Гаваона успели своевременно предупредить Иисуса Навина об опасности. Израильское войско немедленно выступило из Галгала и после форсированного марша, занявшего всю ночь, неожиданно появилось возле Гаваона. Разгорелся страшный бой, в котором коалиция пяти царей потерпела поражение. Наголову разбитые палестинцы в панике бежали, оставив на поле боя множество убитых. Отступавших не столько поражали мечи израильтян, сколько поражал их каменный град, обрушившийся на неприятеля с неба. Преследование хананеев продолжалось до самого вечера. От полного разгрома их могла спасти только ночная тьма. Тогда Иисус Навин, непоколебимо веря во всемогущество Бога, воскликнул: "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиной Аиалонскою!" И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим И не было такого дня ни преждени после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля" (Нав. 10:1214). До захода солнца ханаанские войска были разбиты, а их города захвачены израильтянами. Скрываясь от преследования, все пятеро царей спрятались в пещере близ города Македа. По приказу Иисуса вход в пещеру завалили камнями, а после боя пленных привели к вождю израильтян. Иисус Навин повелел начальникам племен в знак торжества наступить ногами, "на выи царей сих". По военному обычаю царственных пленников потом повесили на пяти виселицах. Они висели там целый день. Только после захода солнца их сняли и бросили в ту пещеру, где они раньше прятались. Так победоносно для израильтян закончилась битва у Гаваона. В результате этой битвы Иисус Навин присоединил к уже завоеванным землям еще пять ханаанских городов.

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной

Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного Ханаана, поняли, какая опасность им угрожает. Во главе с Навином, царем Ассорским, образовалась новая коалиция. Армия союзников состояла из множества боевых колесниц, которые в то время считались грозной боевой техникой. Но отважный Иисус Навин с Божьей помощью внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Северные ханаанские войска были разгромлены, а многие их города разрушены и преданы огню. Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии. Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вени-аминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню - Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было предоставлено право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышленном убийстве.

Племена Рувима, Гада и Манассии, выполнив обещание, данное Моисею, пожелали теперь вернуться на землю, полученную ими во владение за Иорданом. Иисус Навин благословил их и в напутственном слове просил сохранить верность Богу и Его храму в Силоме. Сам Иисус Навин еще долгие годы возглавлял племена Израилевы. Его авторитет был источником сплоченности нации. Рассеянные по Ханаану племена безоговорочно признавали его власть. Большую роль в деле сплочения израильских племен играл храм в Силоме. Он был духовным сердцем всего Израиля. Но Иисуса Навина беспокоила мысль: что будет после его смерти? У него не было достойного преемника, и он опасался, что племена, оставшись без сильного руководства и потеряв веру в Истинного Бога, могут быстро потерять единство и сплоченность и оказаться в плену у местных жителей. Единство и мощь государства Иисус Навин видел в хранении истинной религии, в беззаветном служении Богу Авраама, Исаака и Иакова. Желая укрепить веру в Бога и тем самым предотвратить распад государства, он собрал в Сихеме всех сынов Израилевых, прочитал им еще раз законы Моисеевы и велел поклясться, что они не будут служить чужим богам. Народ единодушно поклялся: "Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!" (Нав. 24:16). В знак памяти о возобновленном союзе с Господом Иисус Навин поставил под дубом большой камень и сказал: "Вот, камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами он да будет свидетелем против вас чтобы вы не солгали пред [Господом] Богом вашим" (Нав. 24:27).

Иисус Навин умер, прожив сто десять лет. Его похоронили на горе Ефремовой и в его гробницу положили каменные ножи, которыми было совершено обрезание израильтян, когда они перешли Иордан.

Глава XII. Период Судей. (Приблизительно 1200–1025 гг. до н. э.)

Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина.